|
Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас
от слова «зодчество» к слову «архитектура».
Итак, архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель)
(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения
(также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую
людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными
техниче-скими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как
вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически
формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных
образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений
(здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие
открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные
системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная
организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков,
регулирование систем расселения выделились в особую область градостроительство.
В архитектуре взаимосвязаны функ-циональные, технические, эстетические
начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного
сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная
техника возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства
его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной
функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной
структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры компо-зиция,
тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет
материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические
сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных
средств архитектуры, индустриальных методов строительства.
В наши дни мы живем в окружении зданий «из стекла и бетона», которые возводятся
с помощью современ-ной техники и из современных материалов. И в больших
городах нашего времени не так уж и легко заблу-дится, так как все дома
похожи друг на друга как близнецы. Но современная архитектура развивается
на основе знаний, полученных и накопленных веками.
Не маловажный вклад в ее развитие внесли и первые русские «архитекторы»
– зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не
менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся па-мятниками
архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.
1. Музей-заповедник "Кижи"
Поначалу этот музей возник на небольшом безлесном и почти пустынном острове
Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое
в новгородских писцовых книгах "Спасский Киж-ский погост". Кижский
- от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.
Само слово "погост" говорит о значительности поселения. Так
в старину называли не только довольно круп-ную административно-территориальную
единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень,
выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее административным
центром.
Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий
гарнизон; здесь происходили на-родные сходы, ярмарки, церковные и другие
празднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжа-лись сюда на
лодках и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом,
шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы
на приезд". Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские,
амбары и склады, церкви и школы-одним словом, на погосте сосредоточивалась
вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.
В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах
1582-1583 гг. сказано: "По-гост Спасский в Кижах на Онеге озере.
А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь По-кров Святии
Богородицы"". Какие они были-нам неизвестно. Уже значительно
позднее, в переписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского
шатровый", а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она
была "теплой".
Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена
здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно
утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной мор-ской державой,
когда пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремели
салюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда уже предопределился
благоприятный исход Северной войны.
Вот в этой-то атмосфере возник величественный образ двадцатидвухглавой
Преображенской церкви, звуча-щий как торжественный гимн героическому русскому
народу в честь его исторической победы.
Неслучайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенской
церкви с личностью Петра 1: "Петр Первый, путешествуя из Повенца
Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного
леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было,
нет ли-трудно сказать. Но в каждом предании есть доля исторической правды.
В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее
идейно-художественный образ связывались, почти ассоциирова-лись с личностью
Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.
Праздничная, жизнерадостная нарядность, эпическая мощь и былинная приверженность
земной красоте-таков образный строй памятника.
Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная
схема пре-дельно просты и лаконичны. В их основе лежит традиционная схема
восьмерика с четырьмя прирубами. Она имеет такие же глубокие корни в русском
деревянном зодчестве, как и многоглавие.
В архитектуре Преображенской церкви эстетика и практическая целесообразность
проступают едва ли не в каждой детали. В ярусах глав и бочек, образующих
стройную декоративно-конструктивную систему; в жи-вописной скульптурной
пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых
оконных и дверных проемов; в правдивой красоте и убедительной силе мощных
кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах,
резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски
прорисованной форме водосливов на кровле.
Анализ работы основных несущих конструкций церкви с оконными и дверными
проемами и системой жест-ких пространственных связей внутри здания открывает
перед нами все новые и новые достижения строи-тельной мудрости, накопленной
веками и основанной на предельном знании всех возможностей дерева как
строительного материала.
При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было
изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно
подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха,
имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней части ку-пола,
расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней
части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся
части купола они снова подтесываются по кра-ям, но уже сверху. Поэтому
в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с осями
нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так, что
эти стыки перекрываются верх-ними лемеши-нами.
Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит
зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава
в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преоб-раженской церкви,
она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного
дере-вянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь-имеют
одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными
углами. Уже сам по себе план выявляет ка-нонизацию всех частей церковного
здания и подчинение их задачам культа.
В храме традиционного типа, к которому относится Покровская церковь, помещение
трапезной было самым большим и превышало по площади собственно церковь
в два-три раза, а иногда и больше. Если в XV-XVI веках трапезные встречались
в церквах как исключение, то с начала XVII века, когда по всей России
оживи-лась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, они
становятся почти обязательной состав-ной частью зимних церквей. А сами
трапезные превращаются в своеобразные центры мирской жизни мно-гих погостов.
По своему назначению трапезная при северных церквах была гражданским помещением
и служила главным образом для нужд населения погоста. Была местом мирской
сходки-суёма, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и
деревень решали свои насущные житейские дела. |
.
страницы: |