|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> арх
история Русское деревянное зодчество |
|||||||||||||||
Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами. Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее от церкви в Кижах. Первая из них состоит в том, что ее основной массив образуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, и самый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь заменен крещатой бочкой. Вторая особенность — в конфигурации трапезной. В Кижской церкви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской — со скошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровской церкви несколько нарушается в сравнении с Преображенской. И, наконец, третья особенность — в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарный прируб один, а в Покровской — их три. Членение алтаря вносит некоторую дробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идею центричности всего объема Вытегорской церкви. Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композицию существенных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двух однотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости. Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделки были проведены в 80-х го-дах прошлого столетия. «Олонецкие губернские ведомости» за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки, сообщали прежде всего, что «крыльцо о двух входах на юг и на север недавно разобрано и сделано без главы об одном ходе с запада». Здесь же есть ссылка на народное предание, которое говорит, что «при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиуголь-нике уничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом». И, наконец, с благочестивым сожалением автор написанного свидетельствует, что интерьер церкви еще не переделан, что «внутренность» ее «далеко не соответствует наружному виду» (то есть обезображенному тесовой обшивкой), что «всё здесь как-то темно, серо и просто, исключая царские врата в Покровском алта-ре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются в глаза пред прочим иконостасом. Впрочем,— добавляет автор,—надобно сказать правду, что здесь и вовсе нет особо устроенного иконостаса, а все иконы поставлены в четыре яруса на узких с краями полках, одна подле другой. Окна... небольших размеров и в церкви при потемнелом иконостасе и стенах не совсем светло. Посреди церкви против южных и северных дверей главного алтаря поставлены два огромных, простой работы клироса. Клиросы, кроме громадности и неуклюжести, много затемняют и вид иконостаса. Стены в церкви и до сих пор остаются в первобытном состоянии, даже не обиты и простой бумагой, и потемнелые, они скорее навевают на предстоящих какую-то тяжелую грусть, чем благоговение... Впрочем, в настоящее время есть надежда, что все это скоро изменит-ся...». И действительно, подлинная архитектура интерьера Покровской церкви— строгая и величественная в своей простоте—вскоре была искажена до неузнаваемости. Местный меценат, купец первой гильдии «почетный потомственный гражданин» А. Лопарев на свои средства привел помещение церкви к благолепному виду в новом вкусе. Могучие бревна ее стен были обшиты тесом и украшены яркими живописными картинами на библейские сюжеты в духе натуралистических литографий своего времени. На западной стене северного придела была надпись: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федорова Лопарева в 1898 г.». О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации.
В нем прежде всего вос-произведена общая объемно-пространственная композиция
двадцатичетырехглавой церкви. Именно двадца-тичетырех-, а не двадцатипятиглавой,
как говорилось в упомянутых «Олонецких ведомостях». Среди памятников Обонежья одним из наименее изученных можно смело назвать шатровую церковь в селе Росляково близ древнего города Пудожа. Из Онежского озера вверх по реке Водле , на берегу которой раскинулся Пудож, пароходы подходят прямо к пристани. К городу подходят и автомобильные дороги, соединяющие его с Каргопольем, Северодвиньем, Вологодчи-ной, а также с северными заонежскими землями. Как новгородское поселение Никольский Пудожский монастырь, или Пудога, известен с 1391 года, но сами новгородцы здесь появились намного раньше. По Пудожской земле шел важнейший путь из Новгорода на северо-восток, к рекам Онеге, Двине и дальше «за волоки»—в Заволочье к богатым, но еще малообжитым Мезенским и Печерским краям, а оттуда—«за Камень», в таинственную Югру. Однако после падения Нов-города этот путь потерял свое значение. Церковь в Рослякове была обмерена в 1947 году. С тех пор прошло немало времени, но памятник не привле-кал к себе внимания ни реставраторов, ни искусствоведов. Это происходило, наверное, потому, что он на-столько искажен позднейшими перестройками XIX века, что производит впечатление сравнительно «ново-го» памятника, малоинтересного на фоне знаменитых реликвий Обонежья. Но с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история. И церковь в Рослякове заслуживает внимания. Самая древняя и самая интересная ее часть—центральный столп, рубленный
«восьмериком на четверике» и крытый невысоким шатром. Замечательно то,
что при перестройке памятника поверх старого шатра был поставлен новый.
Удивительное явление! На память приходит маленькая Лазаревская церковь,
которая до перевозки в Кижи скрывалась под другой, более значительной
по своим размерам церковью. А сам Муром-ский монастырь, где стояла церковь,
находился сравнительно недалеко от Пудожа, в Обонежье. 1. Ишимова А.О. История России. В 2-х томах. С.-П., 1993
г. |
. страницы: | ||||||||||||||
|
|||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||
рaдизайн © 2003 | |||||||||||||||
|
© 2003, , ссылайтесь... |
Всё. |