arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> арх история
  Русское деревянное зодчество
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Каждый прируб этой церкви был покрыт двумя совмещенными бочками, поставленными одна над другой, и обе они несли на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складывались два нижних яруса всей композиции — первый и второй. Третий ярус также состоял из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. А четвертый ярус образовывала крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик, возвышающийся над третьим ярусом". И самый последний, пятый ярус создавала центральная глава — самая верхняя и самая большая, венчающая всю эту пышную и стремительную композицию, объединенную в один нераздробленный объем.

Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.

Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее от церкви в Кижах. Первая из них состоит в том, что ее основной массив образуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, и самый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь заменен крещатой бочкой. Вторая особенность — в конфигурации трапезной. В Кижской церкви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской — со скошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровской церкви несколько нарушается в сравнении с Преображенской. И, наконец, третья особенность — в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарный прируб один, а в Покровской — их три. Членение алтаря вносит некоторую дробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идею центричности всего объема Вытегорской церкви.

Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композицию существенных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двух однотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости.

Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделки были проведены в 80-х го-дах прошлого столетия. «Олонецкие губернские ведомости» за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки, сообщали прежде всего, что «крыльцо о двух входах на юг и на север недавно разобрано и сделано без главы об одном ходе с запада». Здесь же есть ссылка на народное предание, которое говорит, что «при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиуголь-нике уничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом».

И, наконец, с благочестивым сожалением автор написанного свидетельствует, что интерьер церкви еще не переделан, что «внутренность» ее «далеко не соответствует наружному виду» (то есть обезображенному тесовой обшивкой), что «всё здесь как-то темно, серо и просто, исключая царские врата в Покровском алта-ре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются в глаза пред прочим иконостасом. Впрочем,— добавляет автор,—надобно сказать правду, что здесь и вовсе нет особо устроенного иконостаса, а все иконы поставлены в четыре яруса на узких с краями полках, одна подле другой. Окна... небольших размеров и в церкви при потемнелом иконостасе и стенах не совсем светло. Посреди церкви против южных и северных дверей главного алтаря поставлены два огромных, простой работы клироса. Клиросы, кроме громадности и неуклюжести, много затемняют и вид иконостаса. Стены в церкви и до сих пор остаются в первобытном состоянии, даже не обиты и простой бумагой, и потемнелые, они скорее навевают на предстоящих какую-то тяжелую грусть, чем благоговение... Впрочем, в настоящее время есть надежда, что все это скоро изменит-ся...».

И действительно, подлинная архитектура интерьера Покровской церкви— строгая и величественная в своей простоте—вскоре была искажена до неузнаваемости. Местный меценат, купец первой гильдии «почетный потомственный гражданин» А. Лопарев на свои средства привел помещение церкви к благолепному виду в новом вкусе. Могучие бревна ее стен были обшиты тесом и украшены яркими живописными картинами на библейские сюжеты в духе натуралистических литографий своего времени. На западной стене северного придела была надпись: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федорова Лопарева в 1898 г.».

О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации. В нем прежде всего вос-произведена общая объемно-пространственная композиция двадцатичетырехглавой церкви. Именно двадца-тичетырех-, а не двадцатипятиглавой, как говорилось в упомянутых «Олонецких ведомостях».
Маленькая главка над крыльцом в первоначальном облике церкви не существовала, как не было ее и на ана-логичных крыльцах Кижской и Яндомозерской церквей. Кстати сказать, для восстановления недостающих частей крыльца и конструктивных узлов входа Вытегорской церкви—ступеней, поручней, водостока—были привлечены в качестве аналогов подобные же элементы именно этих двух церквей в Кижах и в Яндомозере.
( Автор статьи, вероятно, ошибся—ярусов в ико-ностасе Покровской церкви было три, а не четыре.)
Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить; она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

Среди памятников Обонежья одним из наименее изученных можно смело назвать шатровую церковь в селе Росляково близ древнего города Пудожа.

Из Онежского озера вверх по реке Водле , на берегу которой раскинулся Пудож, пароходы подходят прямо к пристани.

К городу подходят и автомобильные дороги, соединяющие его с Каргопольем, Северодвиньем, Вологодчи-ной, а также с северными заонежскими землями.

Как новгородское поселение Никольский Пудожский монастырь, или Пудога, известен с 1391 года, но сами новгородцы здесь появились намного раньше. По Пудожской земле шел важнейший путь из Новгорода на северо-восток, к рекам Онеге, Двине и дальше «за волоки»—в Заволочье к богатым, но еще малообжитым Мезенским и Печерским краям, а оттуда—«за Камень», в таинственную Югру. Однако после падения Нов-города этот путь потерял свое значение.

Церковь в Рослякове была обмерена в 1947 году. С тех пор прошло немало времени, но памятник не привле-кал к себе внимания ни реставраторов, ни искусствоведов. Это происходило, наверное, потому, что он на-столько искажен позднейшими перестройками XIX века, что производит впечатление сравнительно «ново-го» памятника, малоинтересного на фоне знаменитых реликвий Обонежья. Но с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история.

И церковь в Рослякове заслуживает внимания.

Самая древняя и самая интересная ее часть—центральный столп, рубленный «восьмериком на четверике» и крытый невысоким шатром. Замечательно то, что при перестройке памятника поверх старого шатра был поставлен новый. Удивительное явление! На память приходит маленькая Лазаревская церковь, которая до перевозки в Кижи скрывалась под другой, более значительной по своим размерам церковью. А сам Муром-ский монастырь, где стояла церковь, находился сравнительно недалеко от Пудожа, в Обонежье.
Столь заботливое и бережное отношение старых мастеров-плотников, строивших деревянные храмы, можно объяснить лишь одной —единственной причиной: их приверженностью к старине. Однако приверженность эта не была бессознательно-слепой, мол, лишь бы старое. Нет, они глубоко понимали, а потому и чтили мудрость былого; понимали ее образное преломление в архитектурных и конструктивных формах древне-русских деревянных построек; умели читать мысли, заложенные в них.


Литература

1. Ишимова А.О. История России. В 2-х томах. С.-П., 1993 г.
2. История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1994 г.
3. Русские монастыри. М., 1996.
4. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М., 1967.
5. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974.
6. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.
7. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.
8. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, М.-Л., 1947, т. 1.
9. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 2. – Соч. М., 1957, т. 2.
10. Ивин Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половины XVI в., Л., 1979.
11. Флетчер Дж. О государстве русском. С-Пб, 1906.
12. Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России, М., 1931.
13. Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев, 1913, ч. 1.
14. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории., М., 1989.

  . страницы:
1    
2    
3    
4    
5    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
ШтоРаМаг 2,5
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz