|
Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские
указы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностных
лиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся.
Не было дня, чтобы здесь не толпился любопытствующий народ.
Против мирского использования трапезных боролась официальная церковь.
Но вековые традиции народного зодчества продолжали жить. Так произошло
и с трапезной Покровской церкви: она сохранилась, но размеры ее уже невелики,
потому что ко времени постройки церкви изменилась основная функция, в
которой уже не осталось места для трапезной как общественного центра всего
погоста.
И все же Покровская церковь-один из лучших памятников народного деревянного
зодчества Русского Севе-ра.
Были нужны безупречный вкус и творческая дерзость, чтобы заменить традиционный
шатер "букетом" из девяти глав, чтобы так удачно найти верное
решение трудной задачи: что же поставить рядом с фантастиче-ским многоглавием
Преображения? Соперничать ли с ним или стремиться его превзойти? Подражать
ли ему? Идти по пути резких контрастов или единозвучия форм? Эта задача
была решена строителями. По-кровская церковь прочно вошла в архитектурный
ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении
с Преображенской.
Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особой выразительностью,
утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров,
в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви
Преображения.
Архитектурный ансамбль Рижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни,
стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.
Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда
пора расцвета народного деревян-ного зодчества уже миновала. Новая колокольня
была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере
создавалась по ее подобию. Архитектура нынешней колокольни далека от традиций
народно-го зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы приближенно
воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняет традиционную
часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой.
Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный фундамент, на
котором уже в значительно более позднее время вы-росла новая ограда, сложенная
из валунов. А ныне существующая сделана в середине пятидесятых годов при
реставрации всех памятников архитектуры Рижского погоста.
Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном
из отдаленных уголков Онеж-ского края-на Водлозерском Ильинском погосте.
Возрожденная в Кижах, она не только способствует луч-шему сохранению всего
Рижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе
церк-ви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную архитектурно-пространственную
компо-зицию. И, может быть, самое удивительное в этой композиции то, что
она создавалась разновременно, не по воле одного зодчего, а на протяжении
более чем ста пятидесяти лет!
Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами
музея, построены намного рань-ше гражданских зданий, собранных в Кижах.
Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного
новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце XIV
столетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной миниатюрой.
В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь
была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный
придел. В Рижском музее-заповеднике памятник полно-стью воссоздан.
К приемам, свойственным раннему деревянному зодчеству, можно отнести,
например, способ рубки углов в простую "чашу" без "потайного
зуба" и без поперечного выступа, препятствующего продольному сдвигу
бревен в стенах, при котором продольный паз выбирается не в верхнем, а
в нижнем бревне; отсутствие по-толков в алтаре; свободно, непринужденно
нарисованные очертания угловых столиков и т. д.
Если конструктивные приемы, примененные при строительстве Лазаревской
церкви, кажутся несколько примитивными, то этого никак нельзя сказать
о ее художественной выразительности. Зодчий в полной мере владел искусством
создавать красивое простыми средствами.
Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали
эту небольшую постройку мо-нументальной, а выразительные концы кровельного
теса и лемеха наделили изяществом.
Для северных деревень характерна и другая разновидность культовых зданий-часовни.
В отличие от церквей в них нет алтаря, да и размеры обычно невелики.
Впрочем, некоторые памятники являли собой довольно крупные сооружения.
Пример тому-часовня из де-ревни Кавгора. Ее стройная шатровая звонница,
устремленная ввысь, безраздельно господствовала во всей архитектурно-пространственной
среде поселения и служила его композиционным центром. Как и многие другие
часовни бывшего Олонецкого края, она датируется XVII- XVIII веками, отражающими
два этапа ее строительства и две стадии формирования ее архитектурного
образа.
Часовни из деревень Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, что
сохранились вблизи музея на своих исконных местах-в деревнях Корба, Воробьи,
Подъельники, Волкостров, Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. И тем не менее
они совершенно непохожие и каждая интересна по-своему. Своеобразие их
об-лика отвечало неповторимости окружения природного архитектурного. Так,
в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена
чуть поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте. Например,
в деревне Васильеве на самом Кижском острове.
В другой деревеньке часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловой
рощей и так, что ее стройный шатер издали не отличить от елки. Так "вросла"
в пейзаж часовня в деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей.
Столь же неповторимо срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи
на Большом Клименецком острове и в Усть-Яндоме.
При всей однотипности кижских часовен диапазон их архитектурно-композиционных
различий широк. В одной из них западный придел подобен небольшому тамбуру,
как в Подъельниках, в другой, напротив, он развит до масштаба трапезной,
намного превышающей площадь самой часовни, как сделано в Васильеве. В
этой часовне колокольня имеет второстепенный характер, а в Кавгоре или
в Усть-Яндоме она перерастает в основную архитектурную форму здания, подчиняя
себе всю его композицию и определяя его художествен-ный образ.
В одной часовне потолок простой гладкий тесовый, а в другой- пирамидальный,
подобный "небу" Преображенской церкви.
Не менее отчетливо выступают различия и во многих других частях и деталях,
наружных и внутренних. Именно они и придают каждой из часовен особую ценность.
|
.
страницы: |