|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> арх
история Русское деревянное зодчество |
|||||||||||||||
На примере этого памятника можно проследить эволюцию построения шатровых храмов и развитие их форм в русле общерусских архитектурных преобразований. В конце XVIII века рядом с церковью была сооружена монументальная колокольня, а позднее, где-то в кон-це XVIII—начале XIX века, первоначальное крыльцо и сени церкви были разобраны и вместо них сделаны ныне существующие сени и крытый переход на колокольню, совмещенный с новым, более парадным крыльцом-галереей. Эти, сравнительно поздние части памятника, были выполнены в устойчивых традици-онных формах и органично включались в образный строй уже существовавших церкви и колокольни, обо-гащая их объемно-пространственную композицию. Нарушение образной целостности памятника произошло лишь после последней,
четвертой по счету его пе-рестройки, когда он стал жертвой формалистических
искажений, типичных для конца XIX века. Стоит это село, действвительно, среди полей. И деревни вокруг не случайно зовутся: Широкая Нива, Вели-кая Нива, Широкое Поле. Ильинская церковь, в отличие от более древней Варваринской, не столь монументальна и стройна. Первона-чально она была небольшой клетской церковью, к которой в конце XVIII века пристроили колокольню, поч-ти такую же, как и в Яндомозере, да поставили не по оси здания, а «по старине», с некоторым, чуть замет-ным сдвигом к северу. Низкое основание четверика колокольни, рубка ее углов «в обло», повал
восьмерика, наконец, общее конст-руктивное устройство и пропорции здания—
все это свидетельствует о верности древним традициям. Об Ильинской церкви на Саминском погосте, построенной в 1692— 1702 годах, мало известно. А это— при-глядитесь! — прообраз Кондопоги. Так же стройно величав ее шатровый столп, те же расширения срубов кверху, завершающиеся тугими повалами, словом, то же ощущение гордой устойчивости и уверенного взле-та ввысь. Но в отличие от Кондопожской церкви саминский памятник в конце XIX века претерпел на себе всю силу искажений. Сейчас его реставрируют: снимают его наружную обшивку— футляр, металлическое покрытие луковичных главок заменяют пластинчатым лемехом; отторгают как чужеродный элемент колокольню, при-строенную к церкви во второй половине XIX века (автор проекта реставрации Б. П. Зайцев). Она будет восстановлена в стороне от древнего храма, чтобы эклектичностью своих форм не умалять цело-стного величия памятника. А ведь именно с этой целью— умалить, приглушить звучание дорогих народу образов древних деревянных церквей—строились рядом с ними новые. Но тривиальная невыразительность позднейших построек только ярче выступала в соседстве с величавыми памятниками старины. Вот и в Самино, рядом со стройной Ильинской церковью построен был в конце XIX века новый деревянный храм—Тихвинский. К этому времени все подлинно национальное, органически-самобытное было задавлено в культовом деревянном зодчестве. Появился казенный византийско-русский стиль . Яркое и наглядное его выражение— Тихвинская церковь в Самино. Ее силуэт тяжеловесно-расплывчат, фасады измельчены мно-жеством деталей, явно подражающих формам каменной архитектуры. Но эта постройка еще более оттеняет глубину идейно-художественного образа Ильинской церкви, тонкое мастерство создавших ее зодчих, их строгий, веками отшлифованный вкус, чуждый внешне-суетному украшательству. «По смутному народному преданию,—говорится в «Известиях Археологической комиссии»,—церковь со-оружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца». Это ма-ловероятно. И в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались русские мастера. Вероятно, голландец вошел в легенду просто как персонаж, олицетворявший высшее техническое мастерство. Что же касается самой архитектуры памятника, то в ней, начиная от общей композиции и кончая самыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии в ее строительстве иностранца. Каждый элемент здания, будь то восьмерик или бочка, резной столб или подзор, рубленые углы или устройство проемов, полов, по-толков и прочего, свойствен только русскому народному зодчеству и типичен для его устойчивых традиций, сложившихся задолго до строительства Покровской церкви. Известно, например, что при деятельном участии Петра в 1721 году близ
Кончозера в Карелии, на Марци-альных водах была построена небольшая деревянная
церковь. Вот в ее-то архитектуре влияние «голландско-го стиля» налицо—
достаточно взглянуть на сухие очертания обитых железом кровель с готическими
шпи-лями. Схема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси.
Об этом говорят и летописные источники. Так, в 1490 году ростовский владыка
Тихон пытался заложить в Великом Устюге на месте сго-ревшей деревянной
церкви другую, «по новому кресчатую». Но устюжанам «тот оклад стал не
люб», и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати
стенах» . Эта же схема была положена в ос-нову композиционного построения
замечательных шатровых деревянных церквей, например, в селах Ас-тафьево,
Селецкое, Ненокса Архангельской области". Она же в основе Покровской
церкви, где пять ярусов глав. |
. страницы: | ||||||||||||||
|
|||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||
рaдизайн © 2003 | |||||||||||||||
|
© 2003, , ссылайтесь... |
Всё. |