

|
Тема предлагаемой работы - «Архитектура С.-Петербурга XVIII века». Выбор
данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это ее
актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет значительное
событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого события
взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного
города.
Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы.
В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся
в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга.
Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных
ансамблей С.-Петербурга.
В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими
при создании своих творений. В последней главе изучена история основных
памятников архитектуры города.
В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.
При подготовке данной работы были использованы различные источники: как
научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами
архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода. Особенно хотелось
бы отметить монографии Евсиной Е.И., посвященные рассмотрению архитектурных
стилей и ансамблей С.-Петербурга.
1. Архитектурные стили XVIII века
В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо
обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались
при застройке города.
Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль
барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению
могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII
века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли.
Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей
в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в
Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757).
Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного
убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота
– все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение.
Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток
на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы
трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор
Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.
Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение
получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII
века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым
устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал
свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима.
Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором
смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности
было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее
ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков,
В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец
в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789),
архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка
в Петербурге и др. построек.
Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только
Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры.
Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило
русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления
зданий.
2. Основные особенности архитектурных ансамблей города
За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов
мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли,
многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты,
гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения
скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец,
Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся
европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс
связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц,
набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных
условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными
работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены
важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость,
Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный
облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных
зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный
ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства
мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее
развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является
результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве.
Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским
заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система
проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна
по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная
группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где
она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс
Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой,
Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей
- Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта
и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры
большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во
многом определяют и современную застройку города.
Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней
потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки
здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная,
продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую
довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных
и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных
деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный,
типично русский колорит и живописность.
|
.
страницы: |