|
3. Памятники архитектуры XVIII в.
Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская
крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части
Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт,
развернулось строительство жилищ, в частности для "работных людей",
был создан первоначальный административный и торговый центр города со
зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами
и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный
"дворец", известный под названием домика Петра Великого. Домик
Петра - это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине
II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили.
Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его
внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит
из двух "светелок", разделенных "сенцами". Снаружи
стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом".
Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные здания,
церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий
город не слишком напоминал Москву, был более "европейского"
образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич,
на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание
дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной
деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева
камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских
построек.
Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) представляла собой
земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена
церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева,
однако расписана была под каменный вид желтым мрамором" и украшена
шпицами. В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены,
сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).
Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости на противоположном
берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства,
которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими
и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и
крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых
зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус
с высокой башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством Адмиралтейства,
развернулась и застройка прилегающего района - так называемого Адмиралтейского
острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.
После победы в Полтавской битве (1709 г.) и освобождения Выборга от шведов
(1710 г.), когда безопасность Петербурга упрочилась, город застраивался
значительно быстрее. С новой силой развернулись работы по застройке города
после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля 1714 г.). Для
ускорения строительства новой столицы был издан указ от 9 октября 1714
года запрещавший возведение новых каменных зданий по всей России, кроме
Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ от 24 октября
1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург определенного количества
камней. Застройка города шла главным образом по берегам Невы и ее рукавов.
Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства расходились радиальные направления
новых улиц, легших в основу будущей трехлучевой системы планировки центральной
части города. После 1709 года началось строительство и на берегу Васильевского
острова. Там были построены дворец Меншикова (1710-1716 гг., архитектор
Дж.М.Фонтана, закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734
гг., архитекторы Г.И.Маттарнови, затем Г.Кьявери; завершил строительство
здания, придав ему дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати
коллегий (1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском
острове был в 1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер
Ян Розен), в котором в 1710-1714 годах возник каменный Летний дворец Петра
I (архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и другие). В Петропавловской крепости
на смену деревянной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова,
М.Г.Земцова и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский собор
с высоким шпилем на колокольне, сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым
и другими По плану это западноевропейская трехнефная базилика, совершенно
прямоугольная, без всяких обычных в стиле барокко закруглений. В 1710-х
годах по проекту Д.Трезини началось строительство ансамбля Александро-Невской
лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым. Архитектура Петербурга
в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным
обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении
декоративных элементов.
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города
В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была
создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую
было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством.
В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных
людей своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне
реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга,
по которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих
десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система
центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени,
в соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшими
проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основные
элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом,
были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.
Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных
ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства,
имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный архитектурный
стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных
форм и национального русского декоративного искусства.
|
.
страницы: |