|
Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам
и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях
классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями
удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре
России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали
его основоположники - великий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого
архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800),
и И.Е.Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора
Александро-Невской лавры (1778-1790). В развитии классицизма в русской
архитектуре большую роль сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги:
им построены главное здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного
банка на Садовой ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю
канавку (1783-1787 гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный
двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной
библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.).
Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло
в первой трети XIX в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений
русской и мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов,
были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.
5. История некоторых архитектурных памятников города
Меншиковский дворец
Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15. Дворец
сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно из
первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся
до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской
архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году
по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем.
Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей,
ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой
галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был
разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями,
а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать
близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главного корпуса
и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня
капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для
русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась
аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными
княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века
претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем
был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный
корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые
изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х годах, вскоре
после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739
году кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько
позже, в связи с приспособлением центрального "ассамблейного"
зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада,
где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой
ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна
второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна
третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены
массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них
сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной
изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые
голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно
с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной
лестницей сохранил типичное для начала XVIII века архитектурное решение.
Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля.
Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами
с пышными барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес
для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века
представляют сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей.
Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных
чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное
значение.
Шереметевский дворец
Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый
Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII
столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С.
И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной
семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки,
смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу
Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце
1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный
дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-1755 годах архитектор Чевакинский
надстроил здание до двух этажей. Дворец расположен в глубине участка и
обращен главным фасадом к реке. За дворцом и его флигелями находился регулярный
сад, простиравшийся до "Литейной перспективы". Архитектор Аргунов
построил в саду грот, павильон "Эрмитаж", китайскую беседку
и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По планировке и общему
композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка к другим дворцам-усадьбам,
построенным на берегах Фонтанки в первой половине XVIII века, таким как
Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др. В гармоничности, равновесии
и четкости членений, а также в плоскостной декоративной обработке фасадов
дворца, созданного Чевакинским, сказались традиции зодчества петровского
времени. Уступкой требованиям художественных вкусов середины XVIII столетия
явилось богатое лепное убранство: лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные
окопные обрамления, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками,
и превосходно вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка,
выполненная в конце 1750-х - начале 1760-х годов Аргуновым по собственным
чертежам, но сохранилась. Дворец внутри неоднократно переделывался, причем
в разработке проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов,
Д. Кваренги и А. Н. Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была
изменена архитектором И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на
набережной сооружена эффектная чугунная ограда.
|
.
страницы: |