|
В соответствии с композиционными принципами, выработанными в русской архитектуре
первой половины XVIII века, нижнему этажу дворца придавалось второстепенное
значение: он отводился под служебные помещения. Второй этаж, или бельэтаж,
был большим по высоте, и здесь располагались парадные апартаменты. Они
образовывали две анфилады: одну вдоль лицевого фасада центрального объема
и другую вдоль садового фасада. В примыкавших к центральному корпусу боковых
крыльях размещались жилые покои и домовая церковь. Из помещений дворца
интересна так называемая "серебряная столовая", сохранившая
элементы отделки, выполненной но проектам архитектора Д. Корсини и относящейся
ко второй половине XVIII века. Двери здесь выполнены по рисункам Я. Е.
Старова. Возможно, к тому же времени относится отделка парадной лестницы.
Оформляющий парадный двор одноэтажный флигель дворца с воротами, украшенными
гербом Шереметевых, построен архитектором Н. Л. Бенуа в 1867 году. Автор
искусно воспроизвел мотивы и формы архитектуры барокко. В начале 1910-х
годов были сломаны грот и ворота па Литейном проспекте, построенные Аргуновым.
На их месте возведены доходные дома с магазинами.
Академия художеств
Университетская набережная, 17. Здание Академии художеств - одно из самых
выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу
и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской
набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание
открывается с противоположного берега Невы - с набережной Красного Флота.
Построенное в 1764-1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений,
созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века
участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома
петровских вельмож - Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова.
После основания Академии эти дома были переданы в ее пользование, а затем
снесены для постройки нового здания но проекту, разработанному архитекторами
А. Ф. Кокориповым и Ж.-Б. Валлеп-Деламотом. В первую очередь были возведены
корпуса, обращенные в сад и на 3-ю и 4-ю линии, а также дворовые корпуса.
В 1788 году здание было закончено постройкой, но фасады и некоторые внутренние
помещения в большей своей части не были отделаны. Строительные работы
закончились только в 1810 году. Плановое решение здания своеобразно: в
основной прямоугольник вписаны парадный круглый и четыре прямоугольных
служебных двора. Расположение внутренних помещений, разнообразных по размерам
и конфигурации, тщательно продумано. Парадные помещения - вестибюль нижнего
этажа, парадная лестница, залы бельэтажа - отличаются богатством оформления
п совершенством композиции. Из четырех фасадов здания наиболее торжественно
решен главный. Его центр отмочен ризалитом и портиком из тосканских колонн,
несущих треугольный фронтон. Здесь нашли свое отражение мотивы, характерные
для архитектуры барокко. Криволинейным в плане выступам первого этажа
противопоставлены изогнутые, плавные линии боковых частей ризалита, венчающего
карниза и аттика над ним. Круглый двор (диаметром около 40 метров) вначале
был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в 1817 году в
вестибюль - единственное помещение, сохранившее до настоящего времени
свой первоначальный облик. Верхний парадный вестибюль частично перестроен.
В его композицию включена ионическая колоннада, поддерживающая хоры. Рядом
с вестибюлем расположена чугунная лестница, сооруженная в 1817-1820 годах
по проекту А. А. Михайлова 2-го. Стены расписаны по эскизам А. Е. Егорова,
А. И. Иванова, В. К. Шебуева и украшены барельефами работы В. И. Демут-Малиновского,
И. П. Мартоса, С. С. Пименова и И. П. Прокофьева. Художественный интерес
представляет анфилада залов второго этажа вдоль главного фасада, так называемые
Рафаэлевские и Тициановские залы, отделанные в 1830-1834 годах по проекту
К. А. Тона, центральный круглый конференц-зал (переделанный А. И. Резановым
в 1864 году, но сохранивший живописный плафон работы В. К. Шебуева), боковые
восьмигранный и круглый залы. К. А. Тон является также автором проекта
домовой церкви (ныне клуба), законченной в 1837 году. Оформление залов
библиотеки было выполнено по проекту Д. И. Гримма (1860-е годы) и В. А.
Щуко (1914 год).
С Академией художеств связаны имена большинства выдающихся русских архитекторов,
скульпторов, живописцев, граверов. В стенах Академии художеств обучались
зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старое, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, И.
А. Фомин.
6. Персоналии
Воронихин Андрей Николаевич. Годы жизни: 1759 - 21.02.1814. Творчество
Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского
зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский
собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном
значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого
произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный
институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга
- Павловск и Петродворец. Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября
1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии.
Его отец и мать были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве,
юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень
скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях -
в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова,
куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных
знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный
интерес к архитектуре. Способности его не остались без внимания Строгановых.
В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения
профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского
зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего
архитектора Москвы - М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее.
По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал
участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г. В конце 1779
или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин
впервые приехал в Петербург. Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого
французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова
учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание
и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма
Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным
наукам.
|
.
страницы: |