|
Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в
конце XVIII — начале XIX века, одно из первых мест по праву занимает Архангельское.
Здесь, по словам А.- И. Герцена, «человек встретился с природой под другими
условиями, нежели обыкновенно. Он потребовал от нее одной перемены декораций
для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту
художественную, очеловечить ее...».
И человек, а это очень часто был крепостной русский мастер, сумел блестяще
воплотить в жизнь проекты зодчих и стал истинным творцом «красоты художественной»,
создав один из наиболее гармоничных дворцово-парковых ансамблей России.
В Архангельском в процессе строительства и украшения усадьбы — работы,
которая продолжалась почти 50 лет,— выросла целая плеяда крепостных художников,
архитекторов, лепщиков, краснодеревцев, хрустальщиков — настоящая художественная
школа. Основную роль в ней играло «живописное заведение», откуда вышло
несколько десятков крепостных живописцев.
Уже в начале XIX века, когда владельцем усадьбы стал богатейший вельможа
и меценат князь Н. Б. Юсупов, Архангельское превратилось в хранилище огромных
художественных ценностей. Одна картинная галерея насчитывала более 500
картин, в том числе полотна таких выдающихся мастеров, как Рембрандт,
А. Ван-Дейк, Клод Лоррен, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ж. Б. Грёз, Ж. Л. Давид,
и многих других живописцев XVI—XIX столетий. Дворец был украшен первоклассной
скульптурой, редкостной мебелью, старинными коврами, фарфором и бронзой.
Все это — великолепный дворец, редкий по красоте парк, театр с декорациями
знаменитого П. Г. Гонзага — поражало воображение современников. Стены
старого дома помнят Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. А, Вяземского,
А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
Однако очень немногие могли видеть в то время художественные сокровища
усадьбы и замечательный ансамбль, где слились воедино архитектура и природа.
И только октябрь 1917 года открыл для народа двери всех дворцов старой
России, в том числе и Архангельского. «Великая пролетарская революция,—
говорилось в решении Наркомпроса по поводу открытия подмосковных музеев,—
освободила произведения искусства из царских дворцов, помещичьих усадеб,
барских особняков. Пролетарская революция дала нам возможность открыть
дворцы и музеи на всенародное обозрение.
В исторический день 1 мая 1919 года отдел по делам искусства и охране
памятников... открывает дворцы-музеи в усадьбах Останкино, Кусково, Архангельское...
и охрану их вручает самому народу».
С той поры миллионы людей смогли познакомиться с этим замечательным памятником
русской культуры, оценить его и отдать должное труду и таланту его создателей.
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ
Я до сих пор люблю Архангельское.
Посмотрите, как мил этот маленький
клочок земли от Москвы-реки до дороги...
А. И. Герцен
Традиции русской национальной культуры, на редкость многообразно представленные
в Подмосковье, отразились и в замысловатых узорах наличников крестьянских
домов, и в облике архитектурных ансамблей дворянских усадеб, построенных
в XVIII—начале XIX века. К числу таких усадеб принадлежит и Архангельское.
Но прежде чем стать выдающимся памятником русского классицизма, Архангельское
прошло путь длиной почти в три столетия.
Еще в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов, определявшей
границы поместных земель, упоминается вскользь сельцо Уполозы. Так по
имени мелкого дворянина А. И. Уполоцкого, за которым сельцо было в вотчине,
называлось тогда Архангельское. Население села в XV—XVI веках, как правило,
состояло из самого вотчинника, его слуг и холопов. К селу «тянули» разбросанные
на полянах и вырубках деревеньки по два-три двора, в которых жили крестьяне.
Боярский двор стоял чаще всего вблизи церкви, которая служила центром
усадьбы. Вокруг хором располагались амбары, погреба, поодаль конюшенный
и скотный дворы.
Примерно так выглядело в конце XVI века и сельцо Уполозы, стоявшее на
высоком берегу Москвы-реки: «...церковь... без пения да два двора вотчинниковы».
Других сведений о селе вплоть до 1623 года неизвестно.
Начало XVII века было одним из самых трудных периодов в истории Русского
государства. Разорение от «великого голода», многолетняя польско-шведская
интервенция нанесли громадный урон стране, и в особенности Подмосковью.
Опустевшие деревни и села часто за бесценок продавались владельцами. Сменили
хозяев и Уполозы, купленные у вдовы вотчинника братьями Киреевскими. Однако
Киреевские недолго владели этой усадьбой: уже в 1646 году в писцовой книге
Московского уезда числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым
село Уполозье, Архангельское тож на реке Москва, а в селе церковь деревянная...
да 6 дворов...». Вскоре от Шереметева село перешло по родству к Одоевским,
а в 1681 году — к Черкасским.
В 60-х годах XVII века вместо ветхой деревянной церкви была выстроена
«в том селе церковь каменная» — единственная постройка старой усадьбы,
сохранившаяся до наших дней. Церковь Михаила Архангела дала другое название
селу Уполозы—Архангельское. Строителем этой церкви, возможно, был каменных
дел мастер Павел Потехин.
Церковь в Архангельском принадлежит к традиционному типу небольших вотчинных
храмов второй половины XVII века. Стремление к декоративности, многообразию
объемов, живописности общего силуэта, характерные для древнерусской архитектуры,
находят здесь свое выражение в том, что два небольших придела ставятся
по диагонали по отношению к центральному четверику. Прием очень редкий
и выразительный. Внутри здания обращает на себя внимание смелая конструкция
сводчатых перекрытий, опирающихся не на четыре, как было принято, а только
на два столпа. Вход в церковь был с северной, а не с западной стороны,
как обычно. Он был ориентирован на дорогу, идущую от боярских хором и
селения. Интерьер церкви был прост: побеленные стены, выложенные из белых
и черных керамических плиток полы, подаренная местными вотчинниками церковная
утварь.
Течение времени, новые вкусы и практические потребности, менявшиеся на
протяжении 300 лет существования церкви, внесли целый ряд изменений в
ее внешний облик и планировку. Наиболее значительной перестройке церковь
подверглась в 1848 году. В XIX веке старая тесовая кровля была заменена
железной, а живописные кокошники закрыты скучной четырехскатной крышей.
Рядом с церковью была выстроена сначала деревянная, а в 20-х годах XIX
века—высокая каменная колокольня с часами, не сохранившаяся до наших дней.
К середине XIX века население села и окрестных деревень значительно выросло,
поэтому для расширения церкви разобрали древний южный придел и пристроили
новый, больших размеров. С северо-запада также была сделана пристройка,
а вход был пробит в западной стене. Именно такой до недавнего времени
и была церковь, почти утратившая облик XVII века. В конце 1960-х годов
была проведена реставрация церкви и одновременно восстановлена построенная
в 20-х годах XIX века глинобитная ограда с башнями.
На редкость удачно было выбрано место для постройки. Высокий крутой берег
реки как бы поднимает небольшое здание, живописный силуэт которого с рядами
уходящих вверх, к куполам декоративных кокошников хорошо смотрится на
фоне неба и сосен. Когда вы подходите ближе и останавливаетесь рядом с
церковью, перед вами открываются удивительные по красоте дали за Москвой-рекой.
В 1703 году Архангельское переходит в руки князя Дмитрия Михайловича Голицына
(1665— 1737), известного государственного деятеля начала XVIII века. В
1697 году Петр I отправил его за границу «для науки воинских дел». Д.
М. Голицын был большим любителем книг и владельцем известной библиотеки.
Его политическая карьера была прервана в 1730 году после неудачной попытки
членов Верховного тайного совета, в котором князь имел большое влияние,
ограничить в пользу узкой верхушки русской аристократии власть императрицы
Анны. Удалившись от дел, Голицын переезжает в Москву и занимается устройством
своих подмосковных вотчин.
В Архангельском старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского
времени из трех небольших светлиц, с дубовыми лавками и столами, сработанными
местным плотником, не мог уже удовлетворить князя. Не нравились ему, вероятно,
и старые службы, стоявшие рядом с домом, поварня, амбары, разбросанные
в беспорядке вокруг усадьбы, скотный двор, конюшня, ткацкие избы. Единственное,
к чему он отнесся, по-видимому, с большим интересом, были устроенные еще
в XVII веке оранжереи, которые совсем не соответствовали старинному быту
этой скромной усадьбы.
Вдали от церкви и старой усадьбы Д. М. Голицын начинает строительство
нового дома. И хотя дом был выстроен по-старинному, из «брусчатого леса»,
он выглядел совершенно иначе, чем прежде. Дом имел тринадцать покоев и
зал с камином на заморский манер.
|
.
страницы: |