|
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,
многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть
льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в мечтательной
задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине- некогда
Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне полуразрушенной колоннады
уже давно сделалось символом Павловска – одно из лучших памятников русского
садово-паркового искусства конца 18 века . Непреходящая ценность Павловского
парка – в многогранности его художественного облика , в совершенстве архитектурных
форм
и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению
и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки
с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие
и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких
“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой
берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной
подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и
лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно
говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия
садово-паркового искусства. Он раскинулся на площади в 600 гектаров .
Если все его
дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно
, на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый
ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки
, Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие
и изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы
, другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались
каскады , декоративные руины .
Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой скульптурой
.
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и
в рисунке сети дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе
размещения архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки
парка художественно
связанны и образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна ,
А.Н. Воронихин, К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос ,
М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие замечательные
художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного , они превратили
огромный вековой лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в
глубь времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями
, а некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах
, о торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях
, что приходилось вести новгородцам со шведами и рыцарями Тевтонского
ордена за земли Ижорского края . Эти земли захваченные шведами в 18 веке
, были освобождены во время Северной войны. Шведский Генерал Крониорт
так стремительно отступал под натиском русских войск , что не сумел воспользоваться
оборонительными сооружениями , которые находились на месте еще возведенных
новгородцами в 13 столетии деревянных и земляных укреплений – “Городка
на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая крепость
Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг
неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с дворцами,
парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи фонтанов Петергофа.
В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой дворец.
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две
небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её
семейство лосей ,
пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века
эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и нетерпеливым
повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда придворные во
главе Екатерины второй ,
любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная
из больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами окрестных
деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был приурочен к рождению
первого сына Павла – Александра . И с ранней весны следующего года здесь
уже слышится звон пил , шум и скрип падающих деревьев. Крестьяне в лаптях
в длинных рубахах , с лопатами и топорами такими их видим на картинах
18 века – отбывая ежедневную барщину , расчищают лес , прорубают просеки
, прокладывают дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому
художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой
каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется
долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные
участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было начало
создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная постройка
и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на высоком
холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг
кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то
там , то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение
, так же как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально
от центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба ,
отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону
дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.
Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .
Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась
для торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную
часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт строгим
и монументальным . Высокий первый этаж
является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары
белых
колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая композицию
,
высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие спокойные
линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной цельности
и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору , в центре
которого
в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы
И. П.Витали, находящейся в Гатчине.
Противоположный парадному , западный фасад дворца обращен к Славянке.
Крутой
склон берега словно образует величественный постамент, на котором возвышается
здание. Портик , украшающей фасад , и колонна купола усиливают впечатление
устремлённости ввысь и лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А. Жуковского
:
|
.
страницы: |