|
Люблю , когда закат безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика, созданного
Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб строго
симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого расстояния
, фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной глади стены
выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна второго
этажа , помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он
, так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь
в своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие
тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь
зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей природой
.
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие застеклённые
двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены здания , делают
этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле оказавшись перед большой
фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж парка . Поднявшись во второй
этаж , из окон верхнего вестибюля видишь Тройную липовую аллею , продолженную
просекой . Прямая , как стрела , она уходит , кажется , к самому горизонту
. Этой перспективой можно любоваться и через раскрытые двери из парадных
залов дворца – Итальянского и Греческого. Итальянский зал расположен в
центре дворца . Круглый в плане , без окон , с высоким купольным сводом
и верхним светом , он похож на древний римский храм .
В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным мрамором
(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут
в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда смотришь на неё из глубины здания , она кажется бесконечной .
Из широких окон Греческого зала ,
напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и зелённые
берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона .
Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном единстве
с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные примеры
.
Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла 1 .
Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна .
Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и торжественности
. Фасады флигеля щедро украшаются лепными изображениями
шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце создаются
новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы , церковь и
другие .
И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих случаях
меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских интерьеров
сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна , применивший
высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и изящных
граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски львов ,
отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803 году уничтожил
почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца .Для её восстановления
был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н. Воронихин . Воссоздавая
повреждённые залы ,
архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых случаях
он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров , но не изменяя
, а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в кабинете –“фонарике” ,
созданном целиком по проекту Воронихина , явственна характерная для построек
Камерона связь интерьера с парком . “Фонарик” – это сравнительно небольшая
комната в первом этаже дворца .
Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и соединяется
с остальной частью помещения аркой , украшенной кариатидами работы В.
И.
Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские фигуры
на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной
. Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,
находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет -“фонарик”
похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по проекту К. И. Росси
во дворце было создано помещение для библиотеки . Зодчий нашёл для неё
удивительно удачное место над галереей , возведённой В. Бренна и украшенной
фресками П. Гонзаго .
Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными полуциркульными
окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи . Снаружи арки оконных
проёмов как бы опираются на колонны галереи , образуя на фасаде единый
графический рисунок . А лепной декор и мраморная скульптура , размещенная
в глубине галереи , как бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами
и колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .
Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .
И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во внешнем
облике
и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет большой
интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с дворцом создавались
и первые районы парка . Разбивая тогда их новом тогда пейзажном стиле
, Камерон определил тогда дальнейший характер развития Павловского парка
как пейзажного . Лишь при оформлении участков вблизи дворца архитектор
, как бы отдавая дань традициям ,
использует черты парадных торжественных садов .
От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она была
обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в форме шаров
, и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда лип образовали Тройную
аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть предназначалась
для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже - для пешеходов . Но
интерес к регулярной планировке и подстриженным деревьям угасал . И липы
, которых уже
не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко раскинув
свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно хороши они ранней
весной ,
одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом боковые
аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные коридоры с зелёными
сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву , ложатся
на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен лабиринт с затейливым
рисунком
дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника . Здесь
много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат привлекает проходящих
по Тройной липовой аллее . Лабиринт , заглохший в 18 веке из-за отсутствия
ухода ,
восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед находится
Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма . Сильно
вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит из трёх одинаковых
по размерам архитектурных объёмов : центрального – с выступающим портиком
и куполом и двух боковых , которые соединены с ним сквозными галереями
.
Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди растений
порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка в ясные дни
залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо переступать порог – его нет
: пол вольера находится на уровне земли . Сейчас здесь размещена летняя
библиотека – читальня .
И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы расположится
в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .
У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега заросли цветущем
кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо из воды поднимается
мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18 столетие . В те времена
очертания его берегов напоминали фигуру женщины . Против южного фасада
дворца в Собственном садике высится павильон Трёх граций , построенный
в 1801 году по проекту Камерона .
Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая перекрытие , напоминает классический
портик . Фронтоны его украшены барельефами работы
скульптора И. П. Прокофьева . На одном , обращенному к дворцу , изображен
Аполлон , на противоположном - богиня мудрости Маневра . Павильон находится
на высокой террасе . От дворца сюда ведёт центральная дорожка Собственного
сада . Несколько каменных ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая
плитами светлого камня . Шестнадцать стройных белых колонн стоят по сторонам
её .
|
.
страницы: |