|
По другую сторону пьедестала - гений смерти . Приподняв покрывало с урны
, он ожидает конца прощания . “Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал
об этом памятнике А. С. Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом
и установлена здесь только в 1807 году .
Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в памятник ноту
глубокого драматизма . По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные
павильоны : “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие .
До наших дней Сохранилась только Молочня . От “Памятника родителям” туда
можно пройти по Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев
, стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены
из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с большим навесом
крыша опирается на деревянные столбы , врытые в землю . Построенная в
1782 году , Молочня почти не изменилась . Только прежде крышка была соломенной
и над ней находился навес с колоколом . Первоначально молочный домик был
и фермой . Недалеко от него помещались скотный двор и птичник . Во дворе
среди кур и уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса
мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по вечерам скот
медленно возвращался к стойлам . Такие картины “сельской идиллии” были
непрерывным украшением парков 18 века .
Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от дворца
, с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок , развлечься и
отдохнуть .
Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой роскошью
:
золоченная мебель , зеркала , бронза .
Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на левом
берегу
Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села , создавалась
Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса рассекали
двенадцать больших просек , отходящих лучами от центральной круглой площадки
.
Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных направлениях
и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды . Это
и определило название района . Постепенно лесные просеки превратились
в аллеи ,
по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый лес
стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто приезжали
сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные для прогулок в колясках
и верхом , дорожки получают необычные названия –“Молодого жениха”, “Красного
молодца”,
“Зелёной женщины” и т. п.
На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён круглый
зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его второе название
– Музыкальный салон . Строительство павильона было начато Камероном ,
но заканчивал его уже
Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна , возглавлявший
работы по превращению Павловска из великокняжеской усадьбы в царскую резиденцию
, не только расширил и перестроил дворец , но и создал новые участки
парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году появились
Большие круги . Они предназначались для торжеств и празднеств , которые,
начавшись во дворце , обычно продолжались в парке .
Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных итальянских
садов ,
с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это
две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами и каменными
террасами . В центре их на гранитных пьедесталах установлены мраморные
фигуры –
“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта конца
18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1 вместе со
скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание белоснежного мрамора с
яркими клумбами и зелёными партерами , а также строгая симметрия планировки
, подчеркнутая линиями стриженного кустарника , всё это придаёт большим
кругам парадную торжественность . Во время празднеств здесь развешивались
цветные фонарики ,
“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым красочным
фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали мраморные статуи
.
Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки , Бренна
сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят четыре ступени
,
разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На нижней
площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся , словно готовых бросится
на непрошеного посетителя . Наверху лестницу стерегут мраморные львы .
Повернув головы , они как бы взглядом провожают всех проходящих . Для
создания иллюзии
большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный приём
:
делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница и склон
холма,
на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее . Лестница Бренна
соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и Большие
круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую Сильвию – районы ,
расположенные на высоком правом берегу Славянки , за Висконтиевым мостом
.
Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и двенадцать
отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое название
района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия напоминает
Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья заключены в рамки регулярной
планировки . Но вместе с тем художественный облик этой части парка совсем
иной.
Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника образуют
круглый “зал”.
|
.
страницы: |