|
А в центре на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому
посвящен этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами
храм . Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и
радостного .
Лёгкими , полными изящества движениями , они поддерживают установленную
на колонне вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение женственности и красоты
. Группа высечена итальянским скульптором П. Трискорни
из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный вид
.
Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу стоит
обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по рисунку
Камерона .
Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором Бренна по
распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней гарнизон нёс службу
по всем правилам боевой крепости . Там были установлены орудия . Оттуда
часто слышался
бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья .
Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость напоминает
миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада дворца , на
самом
краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая колоннада
.
Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её , обращенная
ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в живописном беспорядке
лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в 1780- 1783 году архитектором
Камероном ,
Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком лугу
и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя античного бога
солнца и покровителя искусств помещалась на высоком постаменте в центре
его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он тогда и назывался - как
бы напоминал пришедшим сюда , что они попадали в мир поэзии и красоты
. Позже колоннада была перенесена ближе к дворцу на берег реки . У подножия
её был устроен каскад , ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток
перекинули мост , сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было
напоминать Парнас с чистыми водами
катального источника , где , по верованию древних греков , обитали Аполлон
и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула часть колоннады
. Гостивший тогда в Павловске французский поэт Сен-Моор вспоминает : “Ночью
под ударами грозы эти мраморы были яростно разбросаны , и случайность
сделала более нежели нежели самый утонченный вкус : настал день , каждый
восхищался этим романтическим видом , этим изящным разгромом , и даже
говорят , что Аполлон одобрил это ”.
Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую живописность.
Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :
Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,
И сеть багренная во мраке лип сияет ;
Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,
Лучи бросаются злотыми полосами ,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету . . .
Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у самой
воды ,
среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон отличается
просто решения . Здание состоит из двух архитектурных объёмов : высокой
ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки , прямоугольной в плане
, с двухскатной кровлей . Здесь была купальня с круглым бассейном и комнатой
для отдыха .
Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув холм
, на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё течение . На
берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших районов парка .
Художник блестяще использует естественный ландшафт долины : широкую пойму
реки с сочной яркой травой , холмистые берега – сравнительно пологий заросший
кустами ,
деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где он расширяет
русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или , наоборот сближая берега
, а в одном месте даже изменяет русло . Вырубая деревья , он оставляет
только те , которые отличаются красотой кроны , часто к ним подсаживают
деревья других парод , образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит
вырождающиеся пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает естественности
ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В результате , кажется
, что всё осталось то же – и река и её берега , но пейзажи стали ярче
, проникновеннее , художник своим вмешательством помогает глубже почувствовать
прелесть русской северной природы . Так композитор обрабатывает народную
песню , сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных
возможностей.
Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой половины
18 века
с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической планировкой
дорожек и прудов , где во всем видна рука человека . Долина Славянки
образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в глазах
моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот небольшой
горбатый мост .
Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над почти
высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к другу и деревья
, стоящие на них , сплелись своими ветками .
А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на высокий
берег.
Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки , дорожки
, словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм дружбы . У воды
живописно разместились кусты и низкорослые деревца ; склонившись , они
будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль крепкие высокие деревья
стоят по одному , красуясь своей раскидистой кроной .
А вот они сбежались большими группами , и в Тени их так спокойно отдохнуть…
Кроме многообразия оттенков зелени , какое богатство игры света и тени
. Серебристые ивы распушились узкими длинными листочками и клонят к земле
свои гибкие ветви . Белеют чистые стволы берёз . Тёмный силуэт пирамидной
ели четко вырисовывается
на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают пейзажу
какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по небу облако
закрыло на миг солнце , и всё преобразилось. Картина представляет в переглушенных
тонах ,и кажется , что даже пение птиц стало тише . Чем выше берег чем
дальше от воды , тем гуще растут деревья , и представляется , что там
, вдали , непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они . Взгляд притягивает
и торжественный храм дружбы
один из лучших памятников русского классицизма Второй половины 18 века
. Он создан по проекту Камерона в 1782 году . Впечатление благородной
простоты и вместе с тем величественности создаёт эта постройка , органично
включённая в пейзаж .
Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его от всего
парка и
создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по зелёному
лугу,
ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из доли он
кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн поддерживают антаблемент
, на котором покоится не высокий купол . Колоны стоящие на некотором расстояние
от стены , образуют замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми
лепными медальонами . Цельность общего замысла , логическая оправдоность
и подчинённость ему деталей , строгая соразмерность частей вот что является
характерным для этой постройки . Павильон был построен в честь Екатерины
2 . Скульптурное изображение её в облике богине плодородия Цереры первоначально
находилось внутри сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность
и почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные
отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение Камерона
, сумевшего воплотить в художественном образе великую идею дружбы , продолжает
жить и волновать . Постройки Камерона умеют “говорить” . Чаще они вызывают
чувство радости , порой тихой грусти , но всегда волнуют и создают лирическое
настроение .
Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого архитектора
- “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам жены Павла .
Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её становится широким , лес
словно отодвинулся , открыв берега . Как огромное зеркало , отражает вода
и синее небо с белыми облаками , и зелень берегов , и мост из светло серого
– светлого камня .
Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета и даже
ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев мост построен
в 1802 году по проекту архитектора Воронихина каменный дел мастером Висконти-
отсюда и его название .
Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит Камерон мемориальное
сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного леса, на
окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда . Огромные прямоствольные
сосны ,
мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки задевают
лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились , словно освобождая
место для того небольшого , но монументального сооружения - подлинного
храма скорби .
От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской . Узкая плотно
обсаженная высоким кустарником , Она создаёт ощущение уединённости , настраивает
на размышления . “Памятник родителям” (1786)
напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с большой
нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте скульптура женщины
, склонившейся к урнам . Её фигура с наряжено протянутыми руками
выражает глубокое горе .
|
.
страницы: |