|
Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время были глухой окраиной
Киевской Руси. Первая столица — Ростов — возникла только в Х в. В начале
следующего столетия появился Ярославль, основание которого легенда связывает
с Владимиром Мономахом. Осматривая свои северо-восточные владения, князь
остановился на ночлег в посёлке на берегу Волги. Однако местные волхвы
встретили гостя неприветливо и натравили на него священного медведя. Владимир
в единоборстве одолел зверя и в память об этом заложил на месте поселения
город, гербом которого стал медведь с секирой.
Примерно тогда же Владимир Мономах основал крепость в Суздале и город
на Клязьме, получивший его имя, — Владимир. Строительство в те годы, судя
по остаткам построек, обнаруженных археологами, вели киевские мастера.
Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал сын Владимира Мономаха
Юрий Долгорукий. Князь почти постоянно вёл междуусобные войны за киевский
великокняжеский престол, а собственную землю рассматривал скорее как базу,
оплот для решающего броска на стольный град. Своей резиденцией Юрий Долгорукий
избрал пустынное место под Суздалем — Кидекшу, где возвёл мощный укреплённый
замок.
ХРАМ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ
Оплывшие, но до сих пор впечатляющие валы окружают единственную сохранившуюся
постройку княжеского замка — церковь святых Бориса и Глеба (1152 г.).
По преданию, именно на этом месте полутора веками раньше разбили стан
князья Борис и Глеб, павшие жертвой династической борьбы за киевский престол
и впоследствии объявленные Церковью святыми. Четырёхстолпная одноглавая
церковь не похожа на изысканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой
и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного
белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а
сказочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки
(позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали толщину стены.
Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про
врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: «...подвизайтесь войти
сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут».
Декор церкви, т.е. система украшений, необычно скромен для княжеской постройки:
он ограничивается только плоскими двухуступчатыми выступами-лопатками,
которые соответствуют внутренним столбам, да простым пояском поребрика
(выступающих углами камней) с аркатурой (плоскими арочками) под ним. Если
присмотреться, нетрудно заметить, что их ритм постоянно сбивается: мастеру
трудно вписаться в отведённое поле стены, и арочки то врезаются в лопатки,
то не дотягиваются до них. Да и пропорции арочного пояска выглядят немного
неуклюжими. Чем это объяснить — неумелостью или небрежностью? Наверное,
ни тем, ни другим: просто зодчий мыслил декор не как неотъемлемую составную
часть архитектуры, а как дополнение, некий необязательный и, пожалуй,
даже излишний убор, дополнительно надеваемый на здание. Арочный поясок
был для него тем же, чем и дорогой пояс на княжеской одежде, — знаком
особого достоинства владельца, но не более того.
Многие особенности постройки Юрия Долгорукого — техника кладки из белого
камня, перспективные порталы, характерная аркатура — роднят её с романской
архитектурой Европы. Есть все основания считать, что строительная артель,
трудившаяся у суздальского князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать
в Галиче у князя Владимира Володаревича — свата Юрия Долгорукого, мастера
перебрались в Суздаль. Может быть, к ним обратились случайно (просто в
Киеве и других русских землях не нашлось желающих выполнить княжеский
заказ), но эта случайность оказалась счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской
земли.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ
Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский
собор (1152—1157 гг.) в основанном им городе Переславле-Залесском.
В Древней Руси слово «город» означало в первую очередь огороженное, т.
е. защищённое, место. Поэтому города Юрия — это города-крепости: Переславль-Залесский,
Юрьев-Польской, Кснятин, Дмитров, Москва. Сохранившиеся валы Переславля
достигают в высоту шестнадцати метров.
Спасский собор поражает простотой и суровостью облика. Храм из-за своих
пропорций (его ширина больше, чем высота) получился почти кубическим,
приземистым, тяжёлым; зодчие воплотили в нём не образ Небесной Премудрости,
как в Софии Киевской, а земную силу и мощь. Однако собор не воспринимается
как примитивный или грубый: прекрасная кладка стен из гладких, идеально
пригнанных блоков придаёт этому творению рук человеческих одухотворённость,
противопоставляя его дикой природе.
Внутри собора толстые крестообразные в плане столбы несут теряющиеся в
полумраке своды. Даже в солнечный день темно в храме князя Юрия: немногочисленные
узкие окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает
сумрак тонкими лучами, напоминающими сверкающие мечи.
Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Только
ровно посередине его стены опоясывает полочка-отлив (выше её стена становится
более тонкой) да арочный поясок украшает апсиды. Могучий шлем главы напоминает
воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с его заказчиком,
неутомимым воителем Юрием Долгоруким. Действительно, храм символически
мог истолковываться как человеческое тело, что закрепилось в древнерусских
терминах: он имел главу, шею, бровки, пояс, подошву... И даже зубчатые
треугольники-городки под главой похожи на украшение парадного шлема полководца.
Впрочем, городки появились уже при преемнике Юрия князе Андрее, которому
довелось достраивать этот собор. В 1155 г. Юрий осуществил своё заветное
желание и захватил Киев, но скоропостижно умер после богатого пира. Сердце
же его сына Андрея всецело принадлежало родному Владимиро-Суздальскому
княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской
земли, забрав с собой чудотворную икону Богоматери — ту, которая потом
прославилась на Руси под именем Владимирской. Предание гласит, что кони,
вёзшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от Владимира,
и их не удалось сдвинуть с места. Это было истолковано, как нежелание
Богоматери отправляться в Ростов; Андрей решил сделать столицей унаследованного
им княжества не Ростов и не Суздаль — оплоты местной знати, а молодой
город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город-замок,
названный Боголюбовом, а сам получил прозвание Боголюбского.
|
.
страницы: |