|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Русская цивилизация в памятниках архитектуры |
||||||||||
— Русско-итальянская Московская школа зодчества, кон.XV-нач. XVI вв. В 1480 году Русь освободилась от татаро-монгольского ига (фактически отказалась от подчинения в 1472 г.). На востоке Европы возродилась к новой жизни полу разгромленная в середине ХШ века Русская цивилизация. Москве настоятельно требовались новый соборный храм, Кремль, укрепление посада, дворец для великого князя... И если когда-то крещению Руси, ее христианскому развитию способствовал греко-византийский православный "Второй Рим", то теперь, после его разгрома турками в 1453 году, русские решили обратиться за содействием к католикам-латинам " I Рима", — все-таки христиане, хотя и лукавые. Приглашенный мастер Фиораванти выстроил к 1480 году Успенский собор, сразу же ставший символом возрожденной Руси, самодержавного Русского централизованного государства. Храм специально был заказан византийско-русским по типу. Но зодчий-католик из сводов крестово-купольного храма "вынул" крест, сделав его потолок "по палатному", а на гренке престола вырезал латинский "крыж" (был сразу же срублен по указу митрополита). С другими итальянскими архитекторами очевидно пришлось "побеседовать" и они вместе с греками, затем немцами, англичанами уже без эксцессов помогали русским строить "Третий Рим": в конце XV века стены, ворота, башни Кремля; дворец великого князя наподобие "Roma quadrata"; наконец, к 1538 году вторую Китайгородскую стену Москвы. Алевиз Фрязин в начале XVI века, усовершенствовав крещатый свод псковичей, "вынул" теперь уже изнутри трехлопастного новгородско-псковского храма четыре колонны (столпы церкви — суть евангелисты, по св. Иринею). Но такой, все же с крестом на потолке, бесстолпный храм понравился русским (в интерьере он широко открывал многоярусный иконостас). Алевиз украсил Москву десятком новых трехлопастных храмов. Затем такие храмы появились в Подмосковье, Ростове, Переяславле Залесском... Крещатые своды применялись до начала XVII века в других бесстолпных храмах Москвы и Московской Руси.
Лит.: Мокеев Г. Якоже Горний Иерусалим. Ж-лы «Мир Божий», № 1,1996; «Наука и Религия», № 4,2000; «НКР» № 4, 2001. «Опорные кани Святой Руси» в ж-ле «НКР», №4, 2000, а также в «Русском воскресении» (www. vosres.ru).
Символы рая на Русском Севере Со времени крещения Руси по всей русской земле строили сначала храмы деревянные. Первоначальный облик их неизвестен. Бесспорно лишь, что "верх" на них означал крест с каким либо подножием (флерон-главка) и ставился на щипцах двускатных или остриях шатровых крыш. «Крыжи робите, верхи зводите» — говорится в древней колядке о возведении деревянной Софии 952 г. в Киеве. А в XV веке на Псковщине существовала церковь "о полътретьюдесяти" (25) углах, — настолько сложными могли быть формы деревянных храмов Руси. До нашего времени храмы эти сохранялись в основном на Русском Севере, в Прикарпатье... На Севере встречались и еще встречаются церкви клетские, ярусные, шатровые, кубоватые, многоглавые, прямоугольные, восьмигранные, крещатые, обогащенные приделами, трапезными, притворами, крыльцами... Особенно примечательны храмы кубоватые. "Куб" на высоком четверике или восьмерике означал символически огненные небесные силы, имел форму огромного языка пламени и красился обычно в красный цвет. Как свечи на кубе стояли одна, пять, девять главок: желтых, зеленых, голубых на белых шейках. А группы кубоватых церквей нередко составляли многоглавые храмовые ансамбли: в Коле, Онеге, Турчасове, Подпорожье... Высокую постройку-обитель с небесными силами наверху в виде огня, обычно рисовали наши иконописцы в сюжете "Изгнание Адама и Евы из рая". А Симеон Солунский говорил как бы о кубоватых храмах: "Когда молитвы наши, стоя перед церковью, возсылаем — почитаем оную тогда Небом и купно — Раем Эдемским".
Лит:. Мокеев Г. Символы рая на Русском Севере. Ж-лы «Мир Божий», № 1(2), 1997; «Наука и Религия», № 10, 2000.
Оборонное зодчество Руси Древнерусское слово "город" означало ограду, крепость, укрепленный населенный пункт. Русь — страна лесная. Поэтому все крепости строились сначала дерево-земляными. У долго существовавшего населенного пункта крепость могла пройти длительную эволюцию. Сначала мог появиться "китай-город" (плетеный, ветчаный), затем "острог" (тын), потом деревянный город (с тарасами, городнями), комбинированный (каменно-деревянным) город, и, наконец, полностью каменный город. Такая эволюция была характерной и для других стран. Так Афинский Акрополь был сначала плетеным городом (Геродот, VII,142) и лишь затем стал каменным. Великая Китайская стена строилась каменной, но в средне-азиатском конце — плетеной, набитой щебнем, землей. Такой была и Русская Заграда под Киевом X-XI вв. Особенно разнообразными на Руси были крепости комбинированного типа: частью каменные, частью еще деревянные. Это были крепости вало-каменные, каменно-деревянные, кострово-каменные, столпо-каменные (многие из них стали позднее полностью каменными крепостями). Этапы "комбинированного" строительства возникали оттого, что сооружались крепости населением экономически слабых отдельных земель, княжеств. Так шесть небольших каменных крепостей, нередко поэтапно, строил Новгород XII-XV вв. Это были Ладога, Порхов, Копорье, Орешек, Ям, Корела. Столько же крепостей появилось на Псковщине: Камно, Изборск, Остров, Велье, Гдов, Печеры. Сам Псков постепенно обрел 5 линий каменных стен с множеством костров-башен. Позднее, с XV века Русским централизованным государством ставились на стратегических важных путях целиком каменные преграды. На ближних и дальних подступах к Москве появились малые и большие крепости: Смоленск, Новгород (перестроен), Можайск, Борисов городок, Серпухов, Коломна, Тула, Зарайск, Троице-Сергиев монастырь, Нижний Новгород...
Лит.: Мокеев Г. «Древнерусские крепости комбинированного типа». Ж-л «HKP».№ 3, 2002 г.
Самобытность и своеобразие русских городов В разное время длительной феодальной эпохи (около 1000 лет) на Русской земле существовало более 3000 городов — укрепленных населенных пунктов. Около 150 из них бывали стольными городами крупных и мелких княжеств. Немногие среди них "дожили" до нашего времени, — большинство оставило после себя просто земляные городища. Все города имели когда-то самобытные структуру и градостроительную композицию. Структура была одинаковой, трехчастной: "град - торг - посад". — Град (крепость) обычно строили сначала деревянным (позднее мог стать каменным). Располагался он на холме у реки или озера. Так как он принадлежал городской общине, внутри него находились семейные клети-житницы горожан с зерном-хлебом, оружием, а на прицерковно-вечевой площади стоял городской соборный храм с небольшим кладбищем-погостом. — Посад (слобода) располагался снаружи крепости, обычно с напольной пристойной стороны. Жители его: ремесленники, купцы, селяне вольготно жили на своих дворах, имея скот, птицу, сады, огороды, .., и лишь во время войны прятались в крепости, отбиваясь от врагов, питаясь запасами кромских клетей. |
. страницы: | |||||||||
|
||||||||||
. содержание: | ||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||
|
© Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |