arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Градостроительные символы священной Москвы

Если из Замоскворечья посмотреть на Кремль, то в его панораме слева направо можно видеть главные объекты-знаки шести градостроительных символов Москвы: Благовещенский собор, рядом -- Михаило-Архангельский, в глубине -- Успенский, колокольня Ивана Великого, затем Спасские ворота и снаружи ворот -- храм св. Василия Блаженного. Сами же градостроительные символы имели "рассыпную" структуру, -- наподобие красивейшего русского смешанного осеннего леса, где купами или отдельно рассыпаны разнопородные и разноцветные деревья: ели, березы, осины, сосны, клены, рябины... Так и в Москве: один тип памятников "перемешан" с другим, третьим... типами.

Символ Соборной Руси. Еще князь Иван Калита, присоединяя в XIV веке к Москве территории раздробленных русских земель и княжеств, стал вывозить из их стольных городов местно-чтимые святыни: мощи, иконы, колокола, чтобы в Москве они уже в "сборе" символизировали единство Русской земли и народа. Следом в столицу насильно выселялись также "лучшые мужи": князья, бояре, купцы, ремесленники.., которые в Москве образовывали особые общины. Так появились слободы и сотни Дмитровская, Ростовская, Устюжская, Тверская.., сведенцы из Переяславля, Старицы, Новгорода, Пскова, Смоленска... Структурно столица напоминала "лоскутное одеяло", состеганное из лоскутков раздробленной ранее Руси.

Начиная с XIV века, в Москве стали появляться также подворья-представительства крупнейших городов и монастырей Русской земли. К ХVIII веку таких подворий насчитывалось более сотни. На каждом имелся храм или часовня, чаще каменные. Они наполняли город множеством церковных глав, медных и золоченых крестов, включаясь в его храмовое многоглавие. В сплошной гул соединялся колокольный звон -- благовест (Евангелие по греч.), символизируя Голос Святой Руси в ее столице. Так удивительный символ Соборной Руси входил россыпью в структуру застройки, градостроительную композицию столицы, выделяя ее из всех русских городов.

Градостроительный памятник Воинской Славы. В него входили не только крепостные стены и башни Кремля, Китай-города, Белого города, Скородома, укрепленных монастырей, но и братские дворы московского стрелецкого войска, а также храмы-памятники о битвах победах, бедствиях.

Говоря о мемориальных памятниках, следует отметить, что на Руси вообще не ставили египетских обелисков, греческих стел и мавзолеев, римских триумфальных арок или статуй полководцам. Все героические или бедственные события отмечались постановкой храмов или часовен. В них памятные дни, события ежегодно отмечались молебнами. Память о цепочках событий, об истории народа в целом не исчезала в потоке времени.

Памятник Воинской Славы Москвы был грандиозным не только по величине, но и по охвату исторического периода жизни страны с XII по XIX век (700 лет). Он сливался воедино с образом всего города, придавая ему "боевые" черты, являясь неотъемлемой частью его жизни, истории. Остается только пожалеть, что при Советской власти его "выкосили" наиболее безжалостно.

Дом Пресвятой Богородицы. Известно, что русские люди называли Новгород "Домом Святой Софии", Псков -- "Домом Святой Троицы", Изборск -- "Домом Святого Николы"... Москву называли "Домом Пресвятой Богородицы". Когда, например, войско Минина и Пожарского освободило ее от интервентов в 1612 году, то летописцы подытожили: "И тако очистил Бог Дом Пресвятые Богородицы Вселенской... от безбожныя литвы".

Градостроительная материализация символа осуществилась не только с возведения в центре Кремля Большего Успенского собора, но и с последующим строительством около 4 сотен Богородичных храмов (включая придельные) по всей территории столицы. Удивительно ли, что "наполненная" такими храмами, часовнями, чудотворными иконами, в которых и перед которыми москвичами ежедневно воссылались молитвы Царице Небесной как Заступнице города и всей Русской земли называлась "Домом Пресвятой Богородицы".

Второй Иерусалим. Еще св. Петр Митрополит в начале ХIV века, по словам позднего сказителя, пророчествовал, что в Москве "яко по Божьему благословению... и церквей Божиих будет, и монастырей святых бесчисленное множество, и наречется сей град Вторый Иерусалим". В соответствии с таким представлениями, в структуре столицы постепенно появились "иерусалимские" символические элементы: Поклонные горы вокруг города, Лобное место снаружи шестиворотного Кремля, Воскресенский собор в его центре (все как в Иерусалиме). От Лобного места, как от иерусалимского "пупа земли", отмерялись расстояния до всех русских городов.

В начале ХVII века царь Борис Годунов намеревался возвести вместо Успенского собора храм "Святая Святых" в подражание "Соломону самому". Из-зa смерти царя и Смутного времени замысел не был осуществлен. Поляк Маскевич записал тогда: "Град Господень измету, да иичтоже в нем останется". Это был очередной разрушительный "наезд" Западной католической цивилизации на православную Русскую.

Третий Рим. Идея старца Филофея о Москве как "Третьем Риме" не пропала втуне хитросплетений политики ХVI-ХVII вв. Она была подхвачена московскими градостроителями. Прежде всего, в Москве отыскали "семь холмов", поскольку на 7 холмах стояли Рим Первый и Рим Второй. Затем в треугольном по плану Кремле построили царский дворец по принципу "Roma kuadrata". Наконец, в конце ХVI века был построен каменный Царь-град (Белый Царев город) с семиверховой башней над Черторыем (как в Царьграде -- Гептапиргий). Гербом Русского государства стал двуглавый византийский орел. Он венчал все правительственные здания и сооружения: царские дворцы, приказы, деловые дворы, шатры воротных башен Кремля, Китай-города, Белого города, Скородома, загородные царские дворцы... Двуглавые орлы как бы перелетели с цареградских построек 2 Рима на Босфоре на цареградские постройки Третьего Рима на Mоcкве.

Однако если Первый Рим и Второй Рим строили рабы, то Третий Рим возводили наемные работники. Отовсюду приглашались зодчие, каменщики, резчики, литейщики.., -- символически: итальянцы (от Первого Рима), греки (от Второго Рима), а также болгары, сербы, немцы, англичане... Москву строили "разных орд люди, а как столицу православного христианского мира -- "все языцы земли". Третий Рим воздвигали исходя из идеи изначального родства всех народов и культур. В Москве, как христианском символе 3 Рима, реализовалось "Домостроительство Божие на земле".

Небесный Град. Символ появился еще в начале XIII века со строительством первым московским князем Владимиром Всеволодовичем первого каменного храма Москвы ц. св. Дмитрия Солунского (I219-122I гг.). Храм Владимирской школы зодчества был крестово-купольным, стоял в центре города и символизировал Небесный Град. Такой же формы, но более крупный храм-символ был повторен со строительством на его месте первым московским митрополитом Петром Успенского собора (1326-1329 гг.). Напомним, что крестные ходы завершались входом в городской соборный храм "якоже в Горний Иерусалим". С середины ХVI века в Москве начали создавать символ Горнего Иерусалима в масштабе всего огромного города. Тогда же появился и новый чин молений и входа Вселенской церкви-народа в город (Кремль) как в Небесный Град. В центре Москвы создали особое "Святилище", которое служило своеобразным гражданским "форумом Третьего Рима" и культовым "Храмом под открытым небом" (об этом далее). С севера от Святилища появилось 7 монастырей, в соборах которых постоянно велась служба, не угасало "семь светильников Божиих" перед "Престолом Святой Троицы" на Рву (как перед Небесным Престолом). В конце ХVI века Москва была обнесена деревянным Скородомом, возведенном, очевидно, Федором Конем -- гениальным русским зодчим. В этой внешней стене города было 12 главных 3-х-шатрсвых ворот, -- как в Небесном Граде: по трое ворот на четыре стороны. Застройка Москвы была деревянной, дворовой, с огородами и садами. "Сад" на Руси называли "раем". Следовательно, Москва, покрытая такими садами, напоминала собой Рай. Москвичи любили даже расписывать все свои постройки райскими растениями, цветами. А огненные храмы, возвышавшиеся сотнями над зеленью садов, напоминали собой небесные обители ("В Дому Отца Моего храми мнози соуть" -- по Евангелию кон. ХII в.). Наконец, Москва в ХVI-ХVII веках была Златоглавой и напоминала собой Золотой Небесный Град, созданного Творцом.

Соединение в общей градостроительной композиции Москвы символов и образов "Соборной Руси", градостроительного памятника "Воинской Славы", "Дома Пресвятой Богородицы", "Второго Иерусалима", "Третьего Рима" и "Небесного Града" как бы показывало весь исторический путь христианских народов и государств к спасительной цели -- Царству Небесному.

Высочайший сложно-символический памятник Русской цивилизации рассмотрен здесь в "статичном" отношении. Но это можно дополнить динамикой его функционирования и символикой мировоззрения его создателей.

Литература. Мокеев Г. «Москва Священная», журнал «Мир Божий», №I (3), 1998; «Судьба Златоглавой Священной Москвы», журнал «НКР», №4-8, 2002. Интернeт: www.vokres.ru. Архитектура.

  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz