|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Храм Христа Спасителя |
||||
Начиная рассказ о строительстве храма Христа Спасителя, которая продо- лжалось почти пол века, хочется сказать несколько подробней о месте где предстояло возвести собор,осуществовавших там строениях и их дальнейшей судьбе. Характерно, что все предложения тона о выборе места для будущего собора обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на мес- те существующих церквей или монастырей. Большим достоинствам оканча- тельно выбранным Тоном места был великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя принципиально важный для его символике и содержание вид на Кремль с соборами, башнями, и колокольней Ивана Великого. Алексеевский монастырь на месте которого возвели храм Христа Спасителя был основан в XIVв. Новое место для Алексеевского монастыря удалось выб- рать не сразу. В 1837г. Алексеевский монастырь перевели на место, где стоя- ла приходская церковь Воздвижения Креста Господня (ныне Красносельская улица). Возведение монастырских построек началось сразу после монастыря на новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря приобрёл лишь в 1850-тые годы. После революции от бывшего монастырского ансамбль сохранились: сильно перестроенная и обезглавленная в 1930-ые годы Алексеевская церковь, соору- жённая в 1887-1891гг. церковь Всех святых и церковь Воздвижения, которая отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с башнями и старая церковь были снесены при реконструкции и расширении Красносельс- кой улицы. Тогдаже исчезли и надгробия находившейся на монастырской тер- ритории кладбища. После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадца- тилетия отечественной войны 1812г., начались подготовительные работы, связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на террито- рии будущего храма. Руководство работами возглавило созданная специально для его сооружения комиссия во главе с военным генирал-губернатаром Д.В. Голиценым. Производителем работы и главным архитектором был назначен автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838г. начались строи- тельные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября 1839г. ока- залось возможным преступить к торжественной закладки храма. Освещение памятника на Бородинском поле и закладка храма-памятника во имя Христа Спасителя превратился в единый праздник в честь великой победы. Сооружение храма Христа обозначило рубеж двух строительных эпох в жизни Москвы. Им завершился этап, условно называемый архитектурой после пожарной Москвы, и началось обновление центра Москвы в русском стиле. Тон внёс свою лепту не только строительством храма Христа. По его про- екту была сооружена колокольня Симонавого монастыря. Её строительство как и открытие памятника Минину и Пожарскому, обязана потреотическому подъёму, вызванная войной 1812г. В Симоновом монастыре покоились герои Куликовой битвы. Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в развитии Москвы, связаны с обновлением исторически сложившиеся систе- мой вертикали её храмов и колоколен, строительство которых развернулось в середине XIXв. на всей территории Москвы. В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема национального храма - па- мятника выражена программно и определённо.Новое здание было задумано То- ном как памятник подвигу русского народа, черпавшему силы в кровных узах с родной землёй. Тон придал храму Христа Спасителя ещё одну характеристику для древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала таким образом ступен- чатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции. В проекте Тона галерея двухъярусная. Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было пове- шено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д. Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобра- зительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн - 26464 кг). Следующий по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны - 15520 кг), был украшен изображениями святителей московских - митропо- литов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине полиелейный коло- кол весом в 635 пудов (около 10 тонн - 10160 кг) украшали рельефы с изобра- жениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского. За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола. В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объ- ема, превратившись отныне в неотъемлиною часть московского городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада. При подъезде к Москве в юга и юга-запада он был виден более чем за десяток верст. Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов. В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку фассада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм Христа, претерпел несколько этапов проектирования. Возрождение русской традиции размещение храма в центре площади, благо- даря чему главным в ансамбле является объём здания, а не окруженное здани- ями пространство площади, нашло отражение в архитектурной обработке самой площади, которая трактована как огромный пьедестал - подножие гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма. После окон- чания строительства Храма Спасителя площадь была засажены нескорослыми деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные цве- тники. В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать его как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не толь- ко времени утверждения проекта, но и целый половины столетия. Отдельные части храма представляют отделенные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшаю- щие их, - явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880) соот- ветствуют росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880). Скульптура на фасадах |
. страницы: | |||
|
||||
. содержание: | ||||
. архи.Лекции |
||||
. архи.проекты: | ||||
. архи.поиск: | ||||
. архи.другое: | ||||
. архи.дизайн: | ||||
рaдизайн © 2004 | ||||
|
© A. Katalov © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |