|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Храм Христа Спасителя |
||||
Дополнительный цветовой аккорд вносил в бело-золотую гамму фасадов тёмно-красеый гранит, из которого были устроины все крыльца и цоколь храма Всем четырёми одинаковым фасадом храма соответствует одинаковая схема расположения на них скульптур. Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальёнах изображали в центре Христа Спасителя, блогословляющего входя- щих в храм. По сторонам его в боковых медальёнах распалогались святые пок- ровители импенраторов - святой Александр Невский, святитель Николай, свя- той бложенный Николай и святой праведный Елезоветы. Скульптура над вход- ными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные ком- позиции. Все скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским. На южной стороне храма, в наппровление, где проходили решаящие битвы за Москву и староне, откуда совершались на неё набеги были изображены святые и компазиции, имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны 1812 г. На верху в медальёнах Смаленская Богоматерь - в память о том что этот чудотворный образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в четырёх малых медальёнах изображение святтого Романа Рязанского, свято- го апостола Фомы, святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа Новгородского. Всё это в память о битвах 12 года. Внезу по сторонам арак трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей Ветхого Завета. Все скульптуры также исполнены Логановским. Восточный фасад храма с алторём был обращён к Кремлю. По этому поме- щённые на его стенах горельефы вырожали несколько иной аспект релегиозно- исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избовители России от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух вожнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Хри- стово ( автор А. В. Логановский ) и воскресение ( автор Н. А. Ромозанов ). В центре восточного фасада на верху в медалёне помещался обрас Влади- мерской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В ос- тальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Ма- кдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина.Все они были выполнены Ромазановым. Внизу во круг арачных входов портала изображение особо почетаемых русс- ких святых. На северном фасаде обращённым на Волхонку находились рельефы с изобра- жениями национальных святых - распространительй христеанства на Руси, хранителей её от врагов и помошников в битвах. В верхнем ряду в центре на- ходился рельеф вцентре с изображением иконы Иверской Богоматери. По сто- ронам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о срожениях в войне. Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде напоменали об истории христеанства на Руси. На глухих боковых честях северной стороны храма находились две в прямом смысле исторические компазиции. Справо от портала приподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами( вошла в историю как Куликовсвкая) и даёт ему подмогу иноков Пересвета и Ослябю. На левой стене аналогичная по символике и смыслу компазиция - приподбный Дионисий, архимандрид Троице - Сергиевой лавры благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от врагов. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них внезу- 8 многофигурных компазицей и 40 фигур по сторонам входову и окон, 12 икон в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855). Наименьший объем работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом (1805 - 1867). Однавременно в скульптурных компазициях храма Христа присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды. Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя, пренадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует отнести и грандеозный ансамбль храма Христа Спасителя. Скульптурой и богатым орнаментальным декором были покрыты также входные двери храма Христа Спасителяя. Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не видевшим его, ещё труднее, чем фасады. Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подку- пальное пространство: высота подкупольной части 32 саж. (68,16м). В соот- ветствии с этим подкупольному пространству, залитому светом 16 громад- ных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в три аршина (2,13м), проти- востоит полумрак боковых частей храма, освещавшихся светом, поступавшем через окна хор и купола. Последовательно выдержен принцеп иерархичности в сюжетике росписей и отделки интерьера. Огромная роль в интерере пренадлежит системе росписей Интерьер храма как художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнев его в соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение ново- го проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Резановым. Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц. Кроме названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др. Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в создании интерьеров храма. В храме Христа был возражден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор. Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло иерархии российской церкви. Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и ве- личественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и велико- лепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконо- стас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м. Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле. В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа, благославляющего обеими руками, имевшого в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога. Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигандские размеры написанные художником А.Т. Марковым композиции. Художнику помогали 3 помошника и в их числе самый известный и талант- ливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской. Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством радостного торжеста, ставшего возможным благодаря победе при- несенных в мир Христом идей. Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных в скосах несущих купол колосальных подпорных столбов. Тему истории жизни людей предчувстующих и предрекающих предшествие Иисуса и побеждающих благодоря вере в него продолжали картины в нишах заподной части храма. В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На бо- ковых стеных были помещены изображение Божей Матери в различных явле- ниях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии. Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерысских храмах, были сверху донизу покрыты росписями. Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е.С. Сорокин, Пигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также великолепные по своей декоротивности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, вы- полнены были по проэктан Л.В. Даля. С храмом Христа Спасителя связано также попытка прервать выполнение для него живописные работы в такой же источник возрождения русского стиля в изоброзительном искусстве, каким стало строительство его для архи- тектуры. |
. страницы: | |||
|
||||
. содержание: | ||||
. архи.Лекции |
||||
. архи.проекты: | ||||
. архи.поиск: | ||||
. архи.другое: | ||||
. архи.дизайн: | ||||
рaдизайн © 2004 | ||||
|
© A. Katalov © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |