arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  Три Софии. Храмовое многоглавие Руси-России. Еще в 952 году киевская княгиня Ольга основала деревянный собор св. Софии в одноименном монастыре "на поле вне града" Киева. Судя по легендам, храм был "о седмидесяти версех". Тогда считалось, что 70 верхов якобы имел храм Гроба Господня в Иерусалиме. Число могло символизировать также 70 Апостолов Христа, распространявших Божию истину по белу свету. Как бы там ни было, на Руси сначала возникла тогда "мифически", а затем реально стала утверждаться в дереве и камне идея храмового многовершия-многоглавия, поддержанная всеми потомками св. Ольги.

После крещения "огнем и мечем" новгородцев, в их городе была возведена в 991 г. дубовая София "о 13 версех" (символ Христа и 12 Апостолов). В Киеве в 996 г. обрела 25 верхов "мраморяная" Десятинная церковь (символ 25 небесных престолов над храмом как Небесным Градом). Когда же в Киеве 1017 г сгорела деревянная София княгини Ольги, то к сер. XI в. князь Ярослав возвел каменную Софию "о 13 версех" (сохранилась доныне). А когда в 1045 г. сгорела дубовая София в Новгороде, то к 1052 году там возвели каменную Софию "о 6 версех" (существует поныне). Те же греческие зодчие-каменщики выстроили к 1055 году Софию "о 7 версех" в Полоцке. Построенные князем Ярославом Мудрым софийские храмы имели внутри по 12 опорных столбов ("столпы мира" – по словам Игнатия Богоносца — суть 12 Апостолов).

Три каменные многоглавые Софии сер.XI в. в Киеве, Новгороде, Полоцке стали позднее символами Великой, Малой и Белой Руси на территориях трех братских народов: русского, украинского, белорусского.

За восемь столетий с XI по ХVIII вв. на Руси было возведено великое множество деревянных и каменных многоглавых храмов (имеющих, условно, более 5 глав), причем не только в стольных Киеве, Москве, но и по окраинам Русской земли. Гигантским ожерельем многоглавые храмы окружили, опоясали ее, вздымая множество глав и крестов в Старочеркасске, Новомосковске, Смоленске, Пскове, Новгороде, Кижах, Петрозаводске, Вытегре, Турчасове, Шуе, Коле, Онеге, Пинеге, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Красноярске...

Не было многоглавых храмов в Византии, откуда на Русь пришло христианство, в Болгарии, Сербии, Армении, Грузии..; не получили они развития и в христианских странах Западной Европы. Такие храмы появились в X-XI вв., а затем распространились только в Русской земле, став красотой и гордостью русской архитектуры, настоящими символами Русской православно-христианской цивилизации.

Лит. Мокеев Г. “Три Софии”. “НКР” N 5, 2001 г.; Интернет: www.vоsкres. ru., Архитектура. “Многоглавые храмы древней Руси”. Сб. “Архитектурное Наследство”, N 26, 1978 г.; “Храмовое многоглавие — гордость России”. Журнал “Наука и Религия”, N 6, 2000 г .

 

«Якоже Горний Иерусалим»

После крещения населения в 988-991 годах по городам и весям Русской земли стали активно возводить деревянные и каменные храмы. Только в Домонгольский период (до середины XIII века) было построено около 200 каменных храмов.

Еще св. Кирилл Иерусалимский указывал: "Церковь соборная ... имеет же образ и подобие Вышняго Иерусалима" (Твор. св. отцев.М.,1855,с.343).

Тот же образец указывал также св. Андрей Кесарийский (Толк. на Апокалипсис). К Х веку греки и выработали форму храма, символизировавшего Небесный Град. Это был кубический крестово-купольный храм с закомарами, пилястрами-полуколоннами по фасадам, с куполом-полусферой на высоком цилиндре-барабане (Филимонов Г. Сб. Общ. др. русск. иск. М., 1866, отд.II, с.33). Храм поднял вверх Голгофу (Лобное место) с крестом.

Византийско-русская Киевская школа зодчества X-XII вв. В самой Византии кубические храмы с закомарами и высокими верхами только еще появились в Х веке, как сразу же потребовались для новокрещенной Руси. Поначалу несколько крупных» "образцово-показательных" соборов возвели греческие зодчие, затем храмы, по подобию с византийскими, стали строить уже русские мастера.

Такие византийско-русские храмы появились в Х-ХII вв. в Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке, Смоленске, Суздале, Рязани, Овруче, Владимире Волынском, Галиче... Однако они еще не полно отражали своим видом образ Горнего Иерусалима. Да и русские не могли долго быть слепыми подражателями греков. И вот, начиная с середины ХII века они стали "дорабатывать", доводить крестово-купольный храм до символического совершенства.

— Русская Владимиро-Суздальская школа зодчества XII-XIII веков. Образ Небесного Града с исчерпывающей полнотой оказался выраженным в резных белокаменных храмах Северо-восточной Руси. Куб храма разделили на два яруса по фасадам либо узорчатым, либо аркатурным поясом: вверху — Небесная церковь с 12 закомарами, символизировавшая Горний Иерусалим с его 12 вратами на четыре стороны света, внизу — церковь земная, знаменовавшая народы, сходящиеся в нее с четырех сторон света. В пряслах закомар виднелся Рай с ангелами, чудесными растениями, невиданным зверьем. В Раю уже успел захватить трон сладкоречивый царь Давид. Пилястры, переводы, верха с крестами нередко золотились, и белокаменные храмы, сверкая на солнце золотыми гранями, действительно выглядели как идеальные символы Золотого Небесного Града.

Храмы такого типа появились не только во Владимире-Залесском, но в Боголюбове, Ростове, Ярославле, Угличе, Нижнем Новгороде, Юрьев-Польском, Москве. Особенно вызывает умиление и всеобщий восторг стройная небольшая церковь Покрова на Нерли — идеальный символ Небесного Града XII-XIII вв.

— Русская Полоцко-Смоленская школа зодчества XII-XIII вв. По иному выразили символ в Западной Руси. Русские зодчие заменили круглые полуколонны на фасадах пучковыми пилястрами, напоминавшие собранные в гармошку стены Небесного Града, между которыми находились закомары, как ворота этого Града. Трибун наверху храма получил архитектурное развитие в виде небольшого храмика с трехлопастными завершениями своих фасадов (символ Престола Господня). Помимо Полоцка и Смоленска, храмы с пучковыми пилястрами появились в Киеве, Чернигове, Рязани, Новгороде, Пскове...

— Русская Новгородско-Псковская школа зодчества ХIII-XV вв. В двух феодально-вечевых республиках церкви строились уличанскими общинами и были поэтому небольшими. Четырехстолпные в подавляющем большинстве, они имели поначалу трехлопастные завершения фасадов. Их как бы сняли с крыш крупных смоленских храмов и поставили на землю. Поэтому они были уже не символами Небесного Града, а символами Небесного Престола (Симеон Солунский. О храме как «престоле» ).

Псковичи строили свои храмы из местного доломитового известняка, обмазывая их потом известковым раствором и забеливая же известью. Храмы Псковской школы стали особенно примечательны мягкой пластикой форм и скромным "клинописным" декором. Позднее церкви получили более простые восьмискатные крыши, контрастируя со "скульптурной архитектурой" каменных стен, апсид, круглых барабанов глав.

— Русская Галицко-Волынская школа зодчества ХП-ХШ вв. Те же символы Небесного Града и Небесного Престола разрабатывались в Юго-Западнсй Руси в небольших крестово-купольных, крещатых, полигональных, круглых храмах. Некоторые белокаменные церкви были снаружи резными, украшенными символическим декором или даже скульптурой. Галицко-Волынские резчики по камню невидимому работали также в Залесской Руси.

В XI-XIII вв. Европа предприняла несколько крестовых походов на Ближний Восток, познакомилась со Святой землей — Палестиной. Русь же была отрезана от Византии, Земного Иерусалима Диким полем, кочевниками хазарами, печенегами, половцами, наконец, татарами. Поэтому она стала молиться напрямую Небу, Священному Верху, Горнему Иерусалиму, а земля Русская, уставленная храмами-символами Небесного Града, называется Святой Русью. Оттого-то не стала "святой" Франция, Италия, Англия, Испания, не говоря уж о Германии. "Святой Русью" наши предки называли, по существу, Русскую цивилизацию.

  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz