arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Русская цивилизация в памятниках архитектуры
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  — Торг с лавками, рядами, амбарами располагался между крепостью и посадом, используя пространство обстрела перед стеной. Торговцы были как бы изгнаны из града, храма. Поэтому древнерусский город никогда не был просто центром ремесла и торговли, — он был многофункциональным, с функциями оборонной, культовой, жилой, административной, складской, сельскохозяйственной, и лишь потом ремесленной и торговой.

Города иных стран и земель не имели такой структуры. Так почти все феодальные города Европы имели структуру "замок — посад с рынком посредине". Замок принадлежал феодалу, находился на окраине укрепленного посада, а нередко даже в стороне от него. На рыночной площади стояла ратуша и рядом — городской собор. В городах Азии структура была почти такой же: "замок феодала — укрепленный посад горожан". Посад нередко пересекали одна-две торговых улицы с домами-мастерскими ремесленников, складами торгашей.

Сравнение структур позволяет говорить о самобытности русских городов в целом и в отдельности.

Композиция городов компоновалась, как правило, пирамидально. В вершине "пирамиды" стоял городской собор (позднее еще и колокольня); ниже на холме — стены и башни крепости; еще ниже — посад возле или вокруг крепости с приходскими храмами, городскими монастырями; за посадом — сполья-выгоны для скота...

Каменный крестово-купольный собор города воспринимался русскими людьми антропоморфно. Его части назывались: лоб, глава, шея, плечи, тело, пояс, подножие. Имея ярко выраженную вертикальную ось и почти одинаковые фасады на четыре стороны, храм как могучий человечище, как каменный Богочеловек возвышался над всей "толпой" сгрудившейся вокруг Него городской застройки, — на фоне голубого, облачного или закатно-красного неба. Но храм был еще символом Горнего Иерусалима (тоже тела Христова) и, следовательно, этот божественный Небесный Град венчал каждый русский город, пластавшийся по земле. Таким образом, все древнерусские города были символами Небесного Града, наполняя священным содержанием понятие Святой Руси.

Этапами в развитии композиций крупных городов было возникновение в плане из храмовых цепочек на посадах "градостроительных фигур": круга, креста, треугольника. "Крещатые" композиции обнаружены в Балахне, Кашине, Суздале, Новгороде, Киеве, Москве, ..; "треугольнные" — в Кашине, Пскове... Градостроительные композиции нередко были сложными, впечатляющими. Они обнаружены в Галиче, Владимире Волынском, Чернигове, Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде, Муроме, Рязани, Владимире Залесском, Можайске, и, наконец, Москве.

Лит.: Мокеев Г. «Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян». Сб. «Архитектурное Наследство», № 23, 1975. «Преображение древнего Киева». Альм. «Памятники Отечества», № I (17), 1988. «Можайск — священный город русских», М., 1992; «Кашин в святых символах.», ж-лы «Наука и религия» № 8, 1999; «НКР», № 1, 2002. М.Кудрявцев. «Москва — Третий Рим», М., 1994.

 

Златоверхие города Святой Руси. С начала строительства каменных кубических церквей с закомарами и высокими верхами, в стольных городах Руси стало постепенно разворачиваться золочение верхов соборных храмов.

О Киеве Нестор-летописец записал уже в начале ХП века: "Куда же древле погании жряху бесом на горах, ныне же паки туда святые церкви златоверхие каменнозданные стоят". Золотые верха имели, вероятнее всего, великокняжеские соборы: Десятинная церковь 996 г., Георгия, Ирины, Дмитрия XI в. В 1108 г. "Заложена бысть церковь святаго Михаила Златоверхая Святополком князем" (Ипат.лет.). На митрополичьем соборе св. Софии золотыми были очевидно не только 13 верхов, крестов, но и шатры лестничных башен превратились в "две вежи позлащенные" (Супр.лет.). «Золотыми», вероятно по златоверхому храму Благовещения наверху, назывались главные ворота Киева. "Златоверхий терем" великого князя Святослава упоминается в "Слове о полку Игореве" ХП в. (гражданская постройка).

Во Владимире Залесском златоверхими были с ХП века Успенский и Дмитриевский соборы, Рождественский собор в Боголюбове, храм над Золотыми воротами города, церковь Покрова на Нерли... Золотые верха городских соборов упоминаются в Ярославле 1249 г., в Холме 1259 г., в Твери 1382 г., в Новгороде Великом 1403 г., в Пскове 1598 г. и др. городах. С XIV века на храмах вместо верха-лба ("Лобного места") появились главы — символы огня, огненных небесных сил. Поэтому уже Москва, например, стала называться "Златоглавой". Златоглавие по столице начало распространяться от Успенского, Благовещенского соборов Кремля. А у Дмитрия Донского в 1380 г. упомянут "златоверхий терем". В XVI-XVII вв. Москва была не только огромным златоглавым городом, златоглавыми были некоторые пригородные монастыри, храмы государевых дворцов вокруг столицы.

Во всем мире золотыми (златоверхими) назывались единичные столицы некоторых государств: Вавилон, Рим, Константинополь, Антиохия, Злата Прага... А на Святой Руси златоверхими, потом златоглавыми было множество городов. Все они "стремились" быть символами Золотого Небесного Града, созданного Творцом. Русские православные люди всегда старались украшать и украшали Святорусскую землю золотыми городами, монастырями загородными дворцами. Это было главной отличительной чертой Русской цивилизации в архитектуре и градостроительстве.

Лит.: Мокеев Г. «Москва Златоглавая под взглядом Европы». Сб. «Золотой Рожок», № 2, 1999; «Судьба Златоглавой Священной Москвы», ж-л «НКР», № 4-5, 2002, а так же www.voskres.ru .

 

Памятники эсхатологии . Учение о конечных судьбах мира и человечества возникло еще у жрецов в глубине языческих веков. Опиралось оно на всем понятную простую истину: если мир и люди в нем когда-то возникли, то наступит время их окончания-гибели. В христианстве "омегу" связали с грядущим Вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом над человечеством. Тогда в Горнем Иерусалиме явятся на престолах 25 небесах Судей во главе с Самим Господом Богом и будут судить всех людей, живых и мертвых. При наступившем Конце Мира праведники попадут в рай, грешники -- в ад.

Конца Мира христиане стали ждать еще с апостольских времен. "Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.., ибо время начаться Суду с Дома Божия" (1-Птр,4:5,7,17). Наиболее яркое описание Страшного Суда и Конца Мира дал св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. Люди ожидали затем Конца Мира много раз: через 1000 лет после Воскресения Христова, в 1492 г. через 7000 лет от Сотворения Мира, в 1584 г., будут ждать и в 2021 году.

В культовом зодчестве учение о Конце Мира было связано с числом "25", символизировавшем число небесных престолов Судей ("храм есть престол", -- св. Симеон Солунский). Трифон Коробейников писал в середине XVI века: "В Синайском монастыре всех церквей и приделов 25,.. а монастырь стоит между двух гор, а келий в нем 300, все каменные, и ограда каменная же". 25 верхов-престолов имела Десятинная церковь 996 г. в Киеве, тоже построенная греками сразу же после Крещения Руси.

Древняя Русь реально откликнулась на учение о Конце Мира: в живописи иконами, церковными стенописями на тему Страшного Суда, а в культовом зодчестве -- двумя типами эсхатологических памятников: архитектурными и градостроительными. В архитектуре это оказалось связано с развитием своеобразного храмового многоглавия, в градостроительстве – с самобытными культовыми ансамблями и комплексами. Все это и сделало древнерусские эсхатологические памятники уникальным явлением Русской цивилизации.

В понятие "верх храма" входил прежде всего "крест" -- символ Христа, а также его разнообразные подножия: небольшой шар (символ державы), сферический свод -- лоб (Лобное место, Голгофа), позднее -- глава в виде пламени ("луковица", маковица, купол), ниже -- цилиндр-барабан (символ Престола Господня), иногда кокошники (круглые -- свет, островерхие -- огонь). Символически "верх храма" в целом называли также "престолом", собственно как и весь храм, что вообще позволяло 25 храмов, верхов, глав, кокошников иносказательно трактовать как 25 престолов Небесных Судей. Откуда это произошло?

Крест стал не только символом вочеловечившегося Бога-Христа, но оказался со временем и знаком земных людей-христиан (крестик на теле, крест -- на могиле). Люди "принимали" Христа в свою душу и носили крестик не только с начальным крещением. Св. Кирилл Туровский в XII веке в писал: "Да через причастие вниде в нас Сын Божий". А после смерти на земных кладбищенских крестах вместо Иисус Христос (что разумеется само собою, - авт.) стали писать: Иванов Иван Иванович, Сидоров Николай Петрович, Попов Геннадий Викторович и т.д. Тем более естественно, что храмовый крест означал не только Христа, но и небожителей. Отсюда -- суть известного символического счета в русском храмоздательстве: I верх -- Христос, 2 -- Бог-Отец и Бог-Сын, 3 -- Божественная Троица, 5 -- Христос и Евангелисты, 13 -- Христос и Апостолы, 25 -- Христос и 24 небесных старца-Судьи...
  . страницы:
1  6
2 7
3 8
4 9
5  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © Геннадий Мокеев http://www.voskres.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz