|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. бионика ТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ФОРМ |
||||||||||||||||||||||||||||||
И это не только в оболочках. То же самое можно наблюдать и при стыковке безкапительных колонн с перекрытием. Не случайно поэтому в классической архитектуре так тщательно оформлялся переход от колонн к архитраву. Если обратить внимание в этом смысле на природу, то она стремится во всех случаях погасить резкие изменения напряжений устройством особых переходных узлов и постепенными изменениями формы (например, соединение ствола дерева и ветвей): Вот поэтому, наверное, в природных формах отсутствуют наиболее ненадежные острые и прямые углы. Во взаимосвязи материала, конструкции и формы большое значение, по нашему мнению, имеет гравитация, являющаяся одним из факторов, формирующих тектонику зданий. Гравитации подчинены и формы живой природы, и формы архитектуры. Однако в живой природе, в ее формах выражается не только гравитация, но и стремление к преодолению гравитации. Отсюда в тектонике форм живой природы отражается противоборство действия сил гравитации и ее преодоления. С нашей точки зрения, рост растения — это равнодействующая между гравитацией и притяжением Космоса, которое несомненно, существует, иначе не существовала бы земная, солнечная и другие космические системы. Интересен в связи с этим не такой уж неправдоподобный, с точки зрения научной теории, случай с бароном Мюнхгаузеном, когда он вытащил себя за волосы из болота. Кроме того, если Мир — движение, то в процессе движения всегда' можно найти момент полета — отрыва от Земли, преодолевающего гравитацию (например, всадник, скачущий на лошади и облегчающий свой вес, не сходя с нее). В архитектуре пока учитывается только земное притяжение (гравитация). Такая практика и сопровождающая ее своя научная психология в будущем может отрицательно повлиять на конструктивные разработки сверхвысотных зданий, которые представлены в виде перспективных проектов для будущего (Ф.Л.Райт и др.). Однако эти здания, так же как и летающие "коко-нопланы" А.Мутняковича, и плавающие под водой дома-амфибии и т.п., будут очень нужны человечеству в недалеком будущем. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ И АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ. КОНСТРУКТИВНАЯ СИСТЕМА - ТУРБОСОМА турные же решения — соответствовать возможностям технологии. Во всех случаях целевому объекту строительного производства необходимо научиться управлять средствами — технологией. Примером такого подхода может служить живая природа, в которой средства формообразования — технология роста и развития — находятся в единстве с процессом становления формы, а строительные материалы, конструкция и алгоритм их производства — с формами природы. На основе исследования принципов формообразования живой природы в лаборатории ЦНИИТИА смоделирована первоначальная технологическая идея получения пространственных конструктивных форм типа оболочек-скорлуп, сложных поверхностей, названных турбосомами (турбо — вращение, сома — тело). Эта технология, с нашей точки зрения, может дать ряд преимуществ в создании новых архитектурных форм и позволяет в пределах предлагаемой идеи решать проблему единства технологии, конструкции и архитектурной формы (рис. 1). Было подмечено, что в живой природе такие образования, как стволы деревьев, стебли растений или опорные кости скелетов, животных для приобретения большей устойчивости усложняют свою форму за счет закручивания вокруг оси без изменения при этом (или с малым изменением) формы поперечного сечения. В результате, в случае, например, трубчатых образований возникают тонкостенные витые оболочки, сложные изгибы форм которых помогают природе сделать их более устойчивыми к нагрузкам, а при закрученных стволах деревьев, — и к действию сил ветра. При этом механической сопротивляемости закрученных форм помогает их геометрия (рис. 2). Такое закручивание, абстрагируясь от конкретных форм и их чрезвычайной сложности, можно смоделировать следующим достаточно простым способом, используя стандартные элементы. Если непрерывно вращать с поступательным движением (в одном направлении или с комбинацией направлений по часовой стрелке и против нее) вокруг прямой или любой кривой линии стандартную пластинку, остающуюся все время перпендикулярной к направляющей и имеющую любую форму (кроме окружности), то можно получить разные по форме и сложности поверхности (рис. 3) 1. Большой диапазон форм возникает даже в том случае, когда операции производятся пластинками одной формы и одного размера с комбинацией в различных вариантах шагов винтовой поверхности (а отсюда и скоростью закручивания: а = Н/2п) с направлением поворота пластинки и изгибами направляющей линии, а также с расположением центра вращения фактически с нарушением правила классической винтовой поверхности. Поверхности фиксируются в моделях, с которых затем снимаются оттиски из упругого и прочного материала, интерпретирующие тонкостенные оболочки-скорлупы (рис.4). Модели получаемых оболочек-скорлуп могут стать основой как для конструирования покрытий, так и для строительства высотных сооружений с небольшой площадью описания. Во втором случае сооружение может приобрести жесткость и прочность при помощи сложно изогнутой, легкой и полной формы оболочки. Одновременно такая оболочка получает по сравнению с цилиндрической формой возможно большую устойчи- Важнейшей проблемой современной архитектуры яв-ляется ее тесное партнерство с технологией индустриального производства: технология должна способствовать свободному развитию архитектурных форм, архитек- Элементарной поверхностью такого вида является винтовая поверхность — геликоид (прямая круговая поверхность), образованная пропорциональным подъему Н равномерным поворотом прямой вокруг оси, перпендикулярной к ней. вость по отношению к нагрузкам. ЦН И ИТИА совместно с ленинградскими инженерами ЛенЗНИИЭП выполнен проект смотровой башни и кафе подобной конструкции высотой около 30 м для подмосковной зоны отдыха "Русский лес" (под Серпуховым). Модель здания (с каркасом), сконструированная на основе элементов вращения, с их дискретным размещением вдоль оси показана на рис. 6. В этом случае криволинейная поверхность образуется прямыми ли- ниями стержней или вантов, соединяющих одноименные точки повернутых относительно друг друга по спирали овальных пластинок. Принцип поворота стандартных пластинок по вертикали заставил задуматься над возможностью его использования и в строительстве, осуществляемом методом подъема этажей, что могло бы сообщить зданиям дополнительную пластику. В этом методе возникают достаточно широкие возможности варьирования формой здания, однако это варьирование ограничено использованием типовой конфигурации плана междуэтажного перекрытия. Вместе с тем возможен путь варьирования формой жилых зданий в жилом комплексе на основе одной, типовой конфигурации междуэтажного перекрытия. Например, при строительстве жилого или общественного здания предлагается выбрать ту или иную конфигурацию плана междуэтажного перекрытия, соответствующую требованиям функции, конструкции, технологии строительного производства, и поднимать это перекрытие не параллельно самому себе, как это обычно делается, а с какими-то поворотами вокруг центральной оси здания — лифтовой шахты. Повороты могут быть в виде непрерывного одностороннего спирального движения междуэтажного перекрытия. Повороты могут совершаться через одно перекрытие по левой и правой спиралям. Возможны повороты относительно друг друга групп этажей и т.д. Что это дает архитектуре? Рис. 8. Технологическая модель получения оболочек-скорлуп для покрытий зданий Рис. 9. Малые архитектурные формы — турбосомы. Архит. Ю.С, Лебедев, дизайнер |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |