arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава вторая. ЭКЛЕКТИКА И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ XIX В.
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Правдоподобие понимается широко — и как конструктивное правдоподобие и как правдоподобное воспроизведение художественной системы прототипа. Имитируется не отдельный элемент системы, но вся система с характерными для нее связями, формами, хотя истолковывается декоративно. Легкость декоративной интерпретации конструктивных форм заложена в природе ордера Древней Греции, хотя ее архитектуре чужда иллюзорная тектоничность, свойственная римскому и послеренессансному зодчеству.

* Борисовский Современная строительная техника и эстетика. М.. 1963, с. 4-5.

Композиционная система греческого храма определяется взаимодействием двух основных составляющих его форм, конструктивных и утилитарных одновременно, — ордера и целлы. Обе формы существуют отдельно, дополняя и обогащая друг друга, но не подменяя одна другую и не сливаясь. Греческий ордер, диалектически соединяющий в себе художественность и конструктивность, является, однако, формой (системой) художественной по преимуществу. Это находит отражение и в терминологии древних греков. Колоннада, «периптер» — значит «оперение», которое, конечно, не только декор, прекрасный футляр, как не есть только украшение оперение птицы. В противоположность ордеру целла, собственно храм — форма по преимуществу утилитарная и конструктивная.
Художественность и конструктивность, присущие каждой из двух форм греческого храма, но акцентированные далеко не одинаково, благодаря удивительной «скульптурности» мышления древних греков получили каждая как бы свой пластический эквивалент. Таким образом, Греция единственная в мире создала архитектуру, основанную на диалектическом единстве полезного и прекрасного, художественное начало которой, материализованное в самостоятельной пластической форме, поддавалось воспроизведению как нечто законченное и целостное.
Когда эклектика расширила диапазон подлежащих воспроизведению стилей, она не смогла сохранить их целостность. Системам с целостностью органического типа, где утилитарное и художественное слиты нераздельно в самом буквальном смысле, не свойственна «абстрактность» художественной системы греческой архитектуры. Там форма функциональная и конструктивная существует в неразрывном единстве с формой художественно выразительной и заимствованию поддается только второстепенное — украшение, орнаментация или вырванная из контекста конструктивная форма, например стрельчатая арка готики, трактованная чисто декоративно.
Поэтому присущее всем стилям от Ренессанса до классицизма правдоподобное воссоздание художественной системы античности (ордера) не могло быть распространено с такой же последовательностью на систему зодчества европейского средневековья и других эпох. Эклектика низводит имевшее прежде место воссоздание художественной системы прошлогоквос-произведению отдельного мотива. Сужение понятия правдоподобия компенсируется обилием источников, поставляющих материал для подражания, и своеобразной жанровостью — имитацией особенностей прототипа во всей их неповторимой конкретности.
Характер правдоподобия в классицизме и эклектике обнаруживает кровное родство и одновременно — существенное отличие, в общем аналогичное степени сходства и различия обоих стилей, определяемых историческим местом каждого в процессе архитектурного развития.
Метод художника эпохи классицизма — рациональный, избирательный, последовательно идеализирующий. Цель искусства мыслится в создании образов, наделенных вечным общечеловеческим смыслом, который, естественно, может быть воплощен лишь в формах, исключающих все преходящее, случайное, характерное. Из этого исходит нормативная эстетика классицизма, ставящая целью определение правил, которые «могут быть приноровлены ко всякому вкусу, потому что основаны на первоначальных правилах природы и искусства». Их использование художником может быть двояко. «Один посредством рассудка избирая... самое полезное и приятное, а другой — стараясь подражать художественным произведениям, в которых упомянутый выбор уже сделан»23. Исходя из общезначимого, недостаточно конкретного образца (античное искусство, действительность, пропущенная как бы сквозь призму этого искусства), художник отбирает только возвышенное и достойное, к тому же облагороженное в соответствии с требованиями «изящного»24, то есть художник подходит к природе и к образцам прошлого с заданными мерками и, опираясь на них, интерпретирует образец — «берет предмет из природы только в главных частях, но распоря-жает, связывает части самопроизвольно. В его подражании природа видна не такая, какая она есть в себе самой, но какою ей можно быть и какую разум понимать может»25. Художник создает «целое, совершеннейшее, нежели сама натура, но от этого не перестающее быть натуральным»26.
Тезису «подражание природе» романтизм противопоставляет верность духу времени и народа, реализм — «воспроизведение действительности». В архитектуре это ведет к расширению круга и увеличению точности воссоздания первоисточников, с которыми ассоциируются оба понятия, требуя большей верности прототипу, чем «подражание» природе и древним, но верности в частном, в детали.
Форма в архитектуре классицизма идеально правильна и потому абстрактна. По мере разложения классицизма зодчество преодолевает классическую идеальность, присутствовавшую на первых порах даже в «русском» или «готическом» стилях XIX в. Чем дальше, тем более точно передает архитектор неповторимую характерность мотива, послужившего ему первоисточником, тем сильнее отходит он от использования русских или византийских форм «вообще», воспроизводя детали московской архитектуры середины XVII в. или Византии XII в., иногда точно копируя декор определенных памятников. Разница между интерпретацией образцов в архитектуре 1830—1850-х гг. и второй половины XIX в. примерно такая же, как между жанрами Венецианова и передвижников.

* Писарев А. Начертание художеств и правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре. Спб.. 1808. Цит. по кн.: Коваленская Н. И. Русское искусство первой половины Х1Хв. М„ 1951, с. 12.
* Рогов, О чудесном. - Цит. но кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-й полутом, с. 25.
* Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой словесности, ч.2. ~ Цит. по кн.: История эстетики,
* История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-й полутом. М., 1970, с. 23-25.

Первые поэтичны, на них лежит отблеск облагороженной, надиндивидуальной красоты. Вторые передают достоверность конкретной ситуации, место действия, типаж действующих лиц. Забота о поэтичности отступает на второй план перед заботой о характерности.
Формальная система, обладая определенной гибкостью, вместе с тем накладывает ограничение на передаваемое содержание27. Это в равной мере справедливо для формальных систем всех видов искусств. Точно также ко всем применима и другая закономерность. Увеличение меры правдоподобия и конкретности неизменно сопровождается уменьшением отвлеченности и абстрактности образа. Степень обобщения определяется по иной шкале, переносится как бы в иную плоскость: утратив, по видимости, общезначимость, произведение, непосредственно соотносящееся с фактами реальной действительности, приобретает неизвестное идеализирующему искусству качество — типичность и через типичность для данной эпохи приобщается ко всеобщему.
Аналогия между архитектурой и живописью, архитектурой, стремящейся к возможно более точному воспроизведению деталей прототипа, и живописью, видящей цель в воссоздании действительности такой, какова она есть, несомненна.

  . страницы:
1 
2
3
4
5
6
7
8
 
 
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
ra — инверсия
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz