arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> арх история
  Русские монастыри
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Цель данного реферата - проследить историю происхождения и, в какой-то степени, становления и развития русских монастырей в период с IX века по 1917 год, а также на конкретных примерах показать, какова их роль в культурной, общественной и государственной жизни нашей страны. В основе написания реферата лежит принцип повествования о всех сторонах деятельности монастырей в различные периоды истории Русского государства.

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В IX-XVI ВЕКАХ.

Монашество – особая форма «посвящения своей жизни» богу: аскетизм, то есть жертва земными со-кровищами и радостями, удаление от суеты повседневного существования, вознесение молитв за себя и за дру-гих как основное занятие; в основе монашества лежит отшельничество. Поэтому вполне закономерно, что оно возникло на Руси вместе с принятием христианства. Появление последнего датируется IX в., и тогда же, по преданию, были основаны первые монастыри: Пустынно-Николаевский «на Угорском» в Киеве и Вознесенский в Менске (древнем Минске). В Х в. упоминается Спасский или Спасов Белый, в Киеве. После массового кре-щения киевлян (в конце Х в.) в следующем, ХI в., появились уже 22 монастыря, что, несомненно, отражало успехи распространения христианства. Но что это были за монастыри?
Судя по летописным известиям, многие из них вовсе не соответствовали религиозным требованиям. «Много монастырей, - говорит летописец, - поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».
Приводя эти слова летописца, С. М. Соловьев отмечает, что «эти монастыри не были такие, какие на-добны были тогда для упрочения христианства, их монахи не были настоящими подвижниками».
Даты основания монастырей в IX-XIII вв. и их размещение показаны в табл. 1.
Как следовало ожидать, больше всего монастырей в XI столетии было основано в Киеве – девять, из них два женских. Среди мужских были сохранившиеся до наших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Правобережье возникло еще четыре мужских монастыря: в Луцке, Владимире-Волынском и два Сельских.
На Левобережье появилось тоже четыре мужских: в Чернигове (два), Переяславле и Новгороде - Се-верском.
Всего два монастыря были основаны в Новгороде: мужской Юрьев и женский Петропавловский.
Три мужских монастыря возникли в Северо - Восточной Руси: в Ростове (Авраамьев), Суздале и Торж-ке.
Больше всего, таким образом, христианизация охватила Киевскую землю- на ней было основано 17(2 женских) монастырей. Но почему так мало их было в Новгороде и Северо – Восточной Руси?
Видимо, процесс христианизации шел там медленно. Это находит косвенное подтверждение в лето-писном рассказе о вооруженном сопротивлении новгородцев попыткам их крещения в конце Х в. По археоло-гическим данным, как установил В. Л. Янин, «полную христианизацию Новгорода следует отнести, вероятно, к концу XIII века. До конца XIII века рядом с именем, полученным при крещении существует мирское имя… В берестяных грамотах до конца XIII века христианские имена встречались очень редко». С. М. Соловьев отме-чал, что при Владимире (умер в 1015 г.) христианство распространялось преимущественно по узкой полосе, вдоль водного пути из Киева в Новгород, «к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Рос-тове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо… ино-ки Печерского монастыря будут проповедниками у витячей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время витячи сохраняли еще языческие обычаи».

Архитектура для PDA PDA-версия статьи Русские монастыри


Даты основания первых монастырей – в IX и X вв. – могут быть и неточными, а сведения о них непол-ными. Так, по В. В. Зверинскому, первый монастырь в Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. и назы-вался «Пустынно-Николаевский на Угорском», у С. М. Соловьева же сообщается, что первый монастырь был построен первым киевским митрополитом Михаилом «на горе против холма Перунова». Видимо, что это один и тот же монастырь, но если его построил Михаил, то это произошло не в IX в., а в конце Х в. Тут же С. М. Соловьев приводит «иностранное известие, что киевский митрополит встречал Святополка и Болеслава Храб-рого в монастыре св. Софии», о котором у В. В. Зверинского не упоминается (может быть, в этом «иностранном известии» монастырем назван Софийский собор, построенный в XI в.).
В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествующий период – 71, в том числе 53 мужских и 18 женских (табл. 1).
В княжествах на Правобережье и Левобережье появилось 13 (2) монастырей, все в городах – Киеве 7(2), Переяславле 4, Каневе и Галиче.
В Новгородско-Псковской земле возникло 23 (9) монастыря.
В этом столетии новгородцы активно заселяют и осваивают Приладожье, где появились 2 мужских монастыря. Остальные – в городах: 17(7) в Новгороде, 3(2) в Пскове и один в Старой Руссе.
В Северо-Восточной Руси было основано 19(3) монастырей, в том числе 14 городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире – 8(2), 2 в Переяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Яро-славле и Муроме (тут был женский).
На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные потоки из Новгородской земли и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли). Здесь были основаны 2 мужских монастыря – в Вологде и Великом Устюге (известный впоследствии монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с городом).
Один женский монастырь возник в Рязанской земле (в Пронске), 8 мужских – в Смоленске, 5(3) – в Белоруссии: 4(3) в Полоцке и один мужской в Турове.
Таким образом, из 71(18) монастыря 64(18) было основано в городах и только 7 в сельской местности. Чем это объясняется?
В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по существу, вполне незави-симыми феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; кня-зья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, осно-вывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали «обслужи-вание специалистов» – монахов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материально-го благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.
В XIII в. основание монастырей продолжалось и до, и после татаро-монгольского нашествия. К сожа-лению, многие монастыри датируются просто XIII в., так что неизвестно, к какой половине столетия относится их появление. Вероятнее все же, что они возникли после нашествия.
Вторжение татар нанесло огромный ущерб нашей стране. Были разрушены и сожжены многие города и села, погибли и уведены в рабство тысячи работоспособных и знающих ремесла людей.
Но сколько же было уничтожено монастырей? Из основанных в IX – первой половине XIII в., как ука-зано в источниках, на Украине и в Северо-восточной Руси были разрушены в 1155 г. половцами 2 монастыря (в Переяславле-южном) и 12(3) при нашествии Батыя. Кроме того, 13(2) монастырей, основанных там же в этот период, были ликвидированы неизвестно когда, но до царствования Екатерины II. Поскольку число разрушен-ных татарами монастырей явно занижено, а другие 13 монастырей позднее в источниках не упоминаются, бу-дем считать, что они тоже были разрушены при нашествии. Тогда общее количество разрушенных монастырей составит 25(5), в том числе 22(4) городских и 3(1) сельских, из них 10(4) в Киеве, 5 городских и один сельский на Правобережье Днепра, 2 городских и один сельский (женский) на Левобережье и 5 городских и один сель-ский в Северо-Восточной Руси.
Но и это число, вероятно, неполно, так как часть монастырей могла быть уничтожена, но в том же сто-летии восстановлена.
Посмотрим теперь, где основывались монастыри в XIII в. (табл. 1).
В Киеве, на Правобережье, возникло 9 монастырей, в том числе один в Киеве, по 2 в Луцке и Владими-ре-Волынском и 4 сельских. Все они были мужскими.
На Левобережье – 3(1), из них по одному мужскому в Чернигове и Путивле.
В Новгородско-Псковской земле – 10(2), из них 3(2) в Новгороде и 3 в Пскове.
В Смоленске – один мужской.
В Рязани и Брянске – по одному мужскому.
На Севере-3, в том числе 2 в Великом Устюге и один в Вологодской земле, на Кубенском озере.
В Белоруссии – 5(1), из них 4(1) в городах: мужские в Полоцке, Бресте и Пинске и женский в Турове.
Больше всего было основано монастырей в Северо-Восточной Руси, куда после нашествия стало уходить население с опасного юга. Здесь возникло 25(4) монастырей: 6(4) в Суздале, 3 в Ростове, по 2 в Москве и Твери, по одному во Владимире, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Переяславле-Залесском, Старице, Юрьеве и Волоколамске и еще 4 сельских в Тверской земле.
Исключив из общего числа основанных в IX-XIII вв. монастырей те из них, которые разрушены, и те, которые позднее XIII в. не упоминаются, получим общее количество монастырей, существовавших в конце XIII в.
Больше всего монастырей, как и следовало ожидать, находилось тогда в Северо-Восточной Руси – 33(7) городских и 8 сельских, всего 41(7) монастырь.
На втором месте была Новгородско-Псковская земля – 28(12) городских и 6 сельских, всего 34(12) монастыря.
Довольно много оказалось на Украине – 18 городских и 5 сельских, всего 23 монастыря, все мужские.
В остальных районах было гораздо меньше: 8(4) в Белоруссии (7 в городах), 6 в Смоленске и 5 на Се-вере (4 городских).
Всего в конце XIII в. насчитывалось 120(24) монастырей, из низ 99(24) городских и 21 сельский. Отме-тим существенное преобладание городских монастырей – они составляли 83%. Чем это объяснить?
По-видимому, здесь сыграло роль распространение христианства сначала среди богатых и состоятель-ных людей, близких к князьям и живших вместе с ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и простые горожане принимали христианство скорее, чем сельские смерды.
Динамика основания и особенности распространения монастырей подтверждают, что дата крещения Руси – 988 г. – условна и обозначает только начало активных действий правящей верхушки Киевского государства по христианизации населения.

  . страницы:
1   6
2   7
3    
4    
5    
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
психология хаоса
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz