|
РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В ПЕРИОД 1601-1860 ГОДОВ.
Источники XVII в. позволяют – несмотря на то что они все еще разработаны
недостаточно – получить более полное представление о монастырях вотчинниках
и о землевладении духовенства в целом.
Прежде всего, оказывается возможным выделить монастыри, имевшие в середине
и конце XVII в. на-селенные имения, то есть земли с крепостными крестьянами.
Затем можно также установить, сколько крестьян было у епархий и церквей
в конце XVII в. и сколько было земли у духовенства во второй половине
XVII в.
Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством,
оно все же продолжалось, и владения духовенства возросли. Сильно увеличилось
и количество монастырей (правда, часть из возникших в XVII в. без указания
года, возможно, была основана еще в XVI в.) Их размещение показано в табл.
3.
В XVII в. было основано 657(156) монастырей – в полтора раза больше, чем
в XVI. При этом, несмотря на ограничение монастырского землевладения,
189(22) монастырей, то есть около трети, имели в конце XVII в. крепостных
крестьян. В их число вошли только те монастыри, которые имели крестьян
в конце столетия; но монастырей, имевших крепостных лишь в середине века,
было очень мало, не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри
прекратили свое существование. Прибавив количество основанных монастырей
(657) к числу бывших в конце XVI в. (771), получим 1428, а исключив бывшие
в конце XVII в. (1153), опреде-лим количество ликвидированных – 275(41)
монастырей. Правда, полной уверенности в том, что все они пере-стали существовать
именно в XVII в., нет – ликвидация могла происходить и в первой половине
XVIII в. Но даже за полтора столетия это значительная цифра.
Больше всего монастырей было основано в Центральном районе: 75(25) городских,
113(24) сельских, итого 188(49), в том числе имевших крепостных крестьян
(возможно, не только в конце, но и в начале столетия) – соответственно
17(5) и 28(2), итого 45(7), или около 25%.
Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный район,
то теперь он уступил это место Северному: в них было основано соответственно
62(13) и 83(8) монастыря. В Западном районе, отно-сительно небольшом,
и монастырей возникло очень немного – всего 7(1).
В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны характеризуется
следующими данными: из общего количества 657(156) в нем появилось 340(72)
новых монастырей, то есть больше полови-ны, в том числе 116(44) городских
и 224(28) сельских. Такое соотношение показывает, что заселение и хозяйст-венное
освоение вышеназванных четырех районов еще не завершилось. К концу столетия
из общего количества 565(184) городских и 588(45) сельских (итого 1153(229)
монастырей) здесь сосредоточились 344(113) город-ских и 448(31) сельских,
итого 792(144) монастыря, или 69%. Из этих 792(144) монастырей 479(59)
имели кре-постных крестьян (60%).
На южных и восточных окраинах Европейской России наибольшее количество
новых монастырей поя-вилось в Черноземном районе: 117(32) из общего числа
210(55), то есть больше половины. По всем пяти окра-инным районам, вместе
взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем сельских – соответственно
124(51) и 86(4)Ю однако в Северном и Южном Приуралье положение было обратным:
в этих заселявшихся районах сельские монастыри уже преобладали.
В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было
меньше, чем сельских, - соответственно 240(95) и 310(32). Женских монастырей
в городах было гораздо больше. Видимо, это объясня-ется положением крестьянок
и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были больше связаны с хозяйст-вом
и, вероятно, лучше обеспечены материально, вдовы-горожанки же с потерей
кормильца – купца, ремеслен-ника, военнослужащего, духовного лица – оказывались
в более трудном положении. Кроме того, крестьянским девушкам, на которых
в деревне смотрели как на рабочую силу в семье, легче было выйти замуж,
а в городе процент незамужних был, вероятно, выше. Впрочем, вопрос этот
нуждается в изучении.
В XVII в., как известно, шло заселение Сибири, интенсивность которого
нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10) городских
и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе – соответст-венно 12(3) и
6 (итого 18(3)), имевших в конце столетия зависимых крестьян.
Начиная с середины XVII в., несмотря на набеги крымских татар, все большие
размеры принимает на-родное переселение в южные лесостепные работы. Сюда
приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и собственной старшины,
и русские из уездов Черноземного Центра, где распространяется и укрепляется
крепостное право. Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов крымцев, русское
правительство берет беглых на военную службу, строит крепости, призывает
украинцев, дает им льготы и тем активно способствует заселе-нию обширного
района, получившего в конце XVII или в начале XVIII в. из-за обилия поселений
на льготе (слобод) название Слободской Украины. Естественно, вместе с
новыми крепостями, городами, крупными сло-бодами в них или поблизости
появляются монастыри. Возникают они и возле крупных станиц на Дону, где
у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни, сопровождаемые
имущественным неравенством, пе-реходящим в классовое расслоение казачества.
Во второй половине XVII в. в Россию вошли Киев и Левобережная Украина.
После освобождения этой части Украины от татаро-монгольского ига и включения
ее в польско-литовское государство, где господ-ствующей религией было
католичество, основание православных монастырей там шло медленно.
В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. новых не
появилось, лишь в XVI в. были основаны один мужской и 2 женских и в первой
половине XVII в. возникли еще 2 мужских и 2 женских.
На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. тоже монастыри не строились,
но в XV в. появи-лось 3(1), в XVI в. – 2(1) и в первой половине XVII в.
– 8(2) монастырей.
Конечно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй половине
XVII в. оказалось 13(4) в Киеве и 10(4) на Левобережной Украине, итого
23(8) монастыря, а всего вместе с Слободской Украиной и Доном к концу
XVII в. было основано 87(26) монастырей, из них во второй половине столетия
33(9) городских и 31(9) сельский, а всего 64(18) монастыря. В конце XVII
в. на Украине было 46(11) городских и 28(9) сельских, всего 74(20) монастыря.
Вообще вопрос о формировании земельных владений духовенства в целом и
отдельных церковных ор-ганизаций в частности еще ждет всестороннего изучения.
Пока мы располагаем только общими данными, по-черпнутыми из хозяйственных
описаний земельных владений, производившихся с целью определения величи-ны
налога и зафиксированных по уездам в так называемых писцовых книгах второй
четверти XVII в. В них со-общаются размеры пахотных участков в одном поле
и количество собирающегося сена в копнах.
Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились только по нескольким уездам,
и то неполно, итог 170 тыс. десятин получен при помощи расчета. Всего
у духовенства было около 2 млн. десятин пахотных зе-мель, включая запашку
и переложные земли (пашня крестьян, попов и собственно монастырская).
Для сравне-ния укажем, что пашня бояр, помещиков и их крестьян охватывала
7,8 десятин, дворцового ведомства (доход с которой шел на содержание царской
земли и двора) и его крестьян – 1,2 млн. десятин и прочих владельцев (государственных
крестьян, военнослужащих, горожан и т. п.) – 1,3 млн. десятин. Пашня духовенства,
таким образом, составляла 16%, занимая второе место после пашни правящего
класса. Недовольство последнего вы-зывало не только количество земли и
крестьян в руках церковников, но и их местонахождение. Приведенные выше
данные показывают, что большинство земель духовенства (61%) сосредоточилось
в самом центре госу-дарства: в Московском, Владимирском, Тверском, Ярославском
и Костромском районах, составляя 25% пашни в них, и уж, конечно, это были
не самые худшие земли. Вслед за помещиками духовенство приобретало земли
и в Черноземном районе, где в южных районах у него было уже 43 тыс. десятин
(3% тамошней пашни).
В XVII в. ни сенокосные угодья, ни леса сколько-нибудь точно и полно не
измерялись, а это создавало условия для расширения владений – запашки
новых участков. Так, описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 –
1686 гг. выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30% по сравнению
с имевшимся в них количеством по описанию второй четверти столетия. Вряд
ли можно сомневаться, что такая распашка происхо-дила и во владениях духовенства.
Известно, например, что между 1646 и 1678 гг. (то есть между производив-шимися
в эти годы подворными переписями) во владениях духовенства в Вологодском
уезде возникло не-сколько десятков новых деревень. А так как для ведения
нормального хозяйства в период феодализма должно было существовать определенное
соотношение между пашней, сенокосными угодьями и лесами, то крестьяне,
расширяя запашку, осваивали и новые площади лугов и леса, увеличивая тем
самым общую территорию вотчин духовенства.
Но какое соотношение угодий считалось тогда нормальным? Зная это, можно
было бы приблизительно рассчитать общее количество земли у духовенства.
К сожалению прямого ответа на этот вопрос пока нет, и приходится взять
соотношение угодий у госу-дарственных крестьян в конце XVIII в., когда
земельные владения подвергались генеральному межеванию (бывшие крестьяне
духовенства после секуляризации стали одним из разрядов государственных
крестьян). Принимая порайонный процент пашни у них в конце XVIII в., получаем
общую площадь земли у духовенства, равную 8,8 млн. десятин.
В 1699 г. Петр I приказал собрать даточных людей для пополнения армии
с владельцев крепостных крестьян пропорционально имевшемуся у них числу
дворов, которое было зафиксировано подворной перепи-сью 1678 г. Владельцы
крестьян подавали сказки, то есть сообщения о том, сколько за ними числилось
дворов крестьян по переписи, правительство проверяло их по переписным
книгам и определяло количество даточных людей. Сохранились реестр сказок,
поданных архиереями и монастырями, и дополняющие его материалы (кро-ме
материалов по Киеву и Левобережной Украине), которые дают возможность
получить достаточно полное представление о числе крестьян у архиереев,
церквей и монастырей-вотчинников и о составе и размещении владений с крепостными
крестьянами.
В 1701 г. в России был патриарший и 23 архиерейских дома. О владениях
киевского, черниговского, переяславского и астраханского архиерейских
домов у нас сведений нет, воронежский и тамбовский дома вот-чин не имели
и пользовались трудом крестьян приписанных к ним монастырей. Остальные
18 домов имели до-ход от 22798 дворов крепостных крестьян в домовых вотчинах
и 5619 дворов, принадлежащих 83 приписным монастырям, всего 28 417 дворов
(табл. 7). Больше всего крестьян было в домовых вотчинах патриарха, ростов-ского,
суздальского и рязанского архиереев, на последнем месте были северные
– холмогорский и великоус-тюжский архиерейские дома.
Монастырей – вотчинников во второй половине XVII в. насчитывалось 619,
из них 600 в Европейской России, не считая Киева и Левобережной Украины
(«Гетманщины»), и 19 – в Сибири. Цифры эти неточны, в частности ими не
учтены десятка два монастырей, имевших крестьян в середине столетия, но
не встретившихся нам в источниках конца XVII в. Однако больших пропусков
быть не должно. Из 600 монастырей Европейской России по материалам 1697-1700
гг. итоги дворов указаны у 404 самостоятельных монастырей и 174 припис-ных,
количество дворов у которых вошло в итоги крестьянских дворов самостоятельных
монастырей и архие-рейских домов. Статус остальных 22 монастырей неясен.
Для упрощения будем считать их тоже приписными. Распределение домов крепостных
крестьян между самостоятельными монастырями показано в табл. 8.
|
.
страницы: |