|
Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно видеть, что распространение
христианства, начавшись в Киевской земле, пошло затем в Новгородско-Псковскую
и Смоленскую земли, в Белоруссию и потом в Северо-Восточную Русь. Нашествие
татаро-монголов ускорило заселение Северо-Восточной Руси, и соответственно
в ней возросло число монастырей.
Необходимо в связи с этим остановиться на вопросе так называемой «монастырской
колонизации» Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно показал, а И. У.
Будовник не менее убедительно подтвердил, что говорить о ней не приходится,
потому что монастыри основывались в уже заселенных местах и встречали
сопро-тивление местных крестьян, понимавших, что это грозит им закабалением,
все же понятие «монастырская колонизация» продолжает появляться в печати.
На территорию Севера славяне приходят в IX в., а к концу XII в. они уже
заселяют ее вплоть до Пермско-Вятской земли. По мнению некоторых исследователей,
«монастырская колонизация» Севера наблюдается уже в XI-XIII вв. Однако
в XI в. там монастырей еще не было, в XII в. – ос-новано лишь 2 монастыря;
в Вологде и Великом Устюге, в XIII в. – еще 3: в Великом Устюге и один
на Кубен-ском озере, недалеко от Вологды. О какой же «монастырской колонизации»
можно тут говорить? Ее не было.
Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но сведения
о их источниках скуд-ны и отрывочны. Так, уже в XI в. Киево-Печерский
Монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича; три волости (с крестьянами)
– от Ярополка Изяславовича; пять сел – от его дочери; села в Суздальской
земле – от тамошнего епископа; новгородский Юрьев монастырь получил в
XII в. погост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти,
и ловища на Ловати», село Буйцы; Изяслав Мстиславович дал новгородскому
Пантелеймонову монастырю в том же XII в. село Витославич с крестьянами
и землями; другой новго-родский же монастырь, Антониев, получил от своего
основателя – Антония Римлянина купленную последним землю; Хутынский монастырь
получил землю тоже от своего основателя – новгородского боярина. «Не прихо-дится
сомневаться, - отмечал И. У. Будовниц, - что и другие крупные монастыри,
о землевладении которых источники не сохранили нам прямых известий, по
самой природе своей также обладали землями и зависимыми людьми, причем
монастырское землевладение уже в этот ранний период обнаруживало тенденцию
к непрерыв-ному росту».
Но наряду с ними существовали и мелкие частные монастыри, владельцы которых
могли ими распоря-жаться и передавать их наследникам.
Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики, пожелав
уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.
С середины XIV в. начинается возникновение монастырей нового типа, которые
основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обладавших энергией
и предприимчивостью. Они добивались от велико-го князя пожалования земель,
принимали пожертвования от соседей-феодалов «на помин души», закабаляли
окрестных крестьян, скупали и выменивали земли, вели собственное хозяйство,
торговали, занимались ростовщичеством и превращали монастыри в феодальные
вотчины.
Этот процесс, отмеченный еще В. О. Ключевским, хорошо был изучен И. У.
Будовницем, который убедительно показал, что он был связан с деятельностью
митрополита Алексея и основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского.
«Алексей, отметил И. У. Будовниц, - вместе с великим князем Дмитрием Ивановичем
повсюду насаждал общежитейные монастыри, на которые как митрополиту, так
и великокняже-ской власти было опираться удобнее, чем на мелкие монастыри
старого типа, находившиеся в полном подчине-нии местных феодалов». Дело
здесь, конечно, не столько в политической опоре – мелкие монастыри не
могли иметь политического значения, - сколько в том, что появление монастырей-вотчинников
означало материаль-ное укрепление церкви в целом, превращало ее тоже в
крупнейшего землевладельца, возможность поддержать великокняжескую власть
деньгами, натуральными продуктами и войском, набранным из зависимых крестьян.
Земельные владения стремились приобрести не только монастыри, но и другие
церковные организа-ции: митрополичья, архиепископские и епископские кафедры
(дома) и крупные церкви – соборы. «Митрополиты и епископы с древнейших
времен получали от князей различные дотации и земельные владения… до сере-дины
XIV в. иерархи церкви были главными представителями несветского землевладения…
монастыри с древ-нейших времен и приблизительно до середины XIV в. не
имели крупных земельных владений и далеко уступа-ли в этом иерархам церкви.
Со второй половины XIV в. монастыри начинают приобретать владения и в
даль-нейшем, быстро обогащаясь, оставляют далеко за собой иерархов церкви».
Основными способами приобрете-ния земельных владений были пожалования
великокняжеской, а впоследствии царской власти, дарения (вкла-ды) светских
феодалов, захват земель у оставшихся еще свободных крестьян и их закабаление,
а позднее глав-ным образом покупка земель у средних и мелких феодалов.
К сожалению, общие данные о величине землевладения церковных иерархов
и монастырей имеются только с XVII в., и то весьма приблизительные. До
этого времени о формировании церковного землевладения можно составить
некоторое представление только по числу монастырей.
В. О. Ключевский полагал (и И. У. Будовниц с ним согласился), что все
монастыри, основанные вне городов и их ближайшей округи, были землевладельцами.
Это логично: поскольку монастырь основывался в отдалении от города, он
должен был иметь свое хозяйство, то есть владеть землей. Но были, конечно,
и мона-стыри-землевладельцы, основанные в городах.
Рассмотрим процесс основания монастырей в XIV-XVI вв. на территории великорусских
княжеств, поскольку именно эти княжества составили в XVI в. единое Русское
государство, и на присоединенных землях Приуралья и Поволжья (табл. 2).
В XIV в. началось возвышение Московского княжества и объединение под его
властью Русской земли. Политическая ловкость московских князей позволяет
избежать татарских вторжение; митрополит всея Руси избирает Москву своей
резиденцией; в относительно спокойных условиях развивается феодальное
хозяйство, увеличивается население, успешно осваивающее свою государственную
территорию. Неудивительно потому, что именно в этом центральном районе
(впоследствии получившем название Центрально-Промышленного) появляется
наибольшее количество новых обителей: 51(10) городской и 29(1) сельских
монастырей.
На западе страны, в Новгородско-Псковской земле (будущем Озерном районе)
их было основано го-раздо меньше: 26(6) городских и 8 сельских, всего
34(6) монастыря.
Еще меньше возникло на севере – 4(1) городских и 17(1) сельских, всего
21(2), и на юге, в будущем Центрально-Черноземном районе, - один городской
и 4(1) сельских, всего 5(1) монастырей.
По-прежнему в относительно густо населенных Центральном и Озерном районах
в городах основыва-лись намного больше монастырей, чем в сельской местности,
на севере же, где крестьянство интенсивно осваи-вало землю, а городов
было меньше, сельские монастыри преобладали. Совсем не появилось новых
монасты-рей в Смоленской земле (Западном районе).
Всего в XIV в. было основано 82(17) городских и 58(3) сельских, а вместе
– 140(20) монастырей.
Победа на поле Куликовом, несмотря на последовавшее вторжение Тохтамыша
и разорение Москвы, существенно укрепила положение московских князей.
В развернувшихся в XV в. феодальных войнах они одерживают верх над соперниками;
Золотая Орда, раздираемая междоусобицами, слабеет. Продолжается ос-воение
территории русских княжеств увеличивающихся населением, а вслед за крестьянами
идут монахи: в XV в. в Центральном районе основаны 51(10) городской и
49(5) сельских, всего 100(15) монастырей, в Озерном – 24(9)городских и
49(2) сельских, всего 73(11) монастыря, на севере – 6(1) городских и 19(1)
сельских, всего 25(2) монастырей, в Смоленской земле – 2 мужских, в Черноземном
районе – 3 городских и 2 сельских, всего 5 монастырей.
В отличие от XIV в., когда уже было сказано, появилось значительно больше
городских монастырей – 82 против 58 сельских, в XV в. было основано почти
столько же городских – 85(20), но гораздо больше сель-ских – 120(8), а
всего 205(28) монастырей. Рост числа сельских монастырей, несомненно,
отражает успехи внутреннего крестьянского освоения территории страны.
Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое государство способствовало
укреплению церкви как феодальной организации. В сложившемся Русском государстве
она сразу стала крупнейшим земле-владельцем. Попытка отнять у нее землю,
которую предприняло правительство в середине XVI в., окончилась неудачей
– царское самодержавие еще нуждалось в поддержке церкви и не пошло на
открытый конфликт в сложной обстановке борьбы с потомками удельных князей
и крупными землевладельцами-боярами, стремив-шимися ограничить власть
царя. Строительство монастырей и, само собой разумеется, расширение земельных
владений церкви продолжалось в возрастающем темпе вплоть до 1580 г., когда
окрепшее самодержавие и ал-чущие расширения своих владений боярство и
дворянство все же добились от церковников согласия на запре-щение монастырям
приобретать земли от служивых людей. Но монастыри, как и раньше, расширяли
свои вла-дения, получая от правительства свободные земли и призывая на
них крестьян на льготных условиях. По исте-чении срока льгот крестьяне
оказывались в крепостной зависимости от монастырей.
В XVI в. в Центральном районе было основано 77(22) городских и 97(5) сельских,
итого 174(27) мона-стыря, в Озерном – 32(8) городских и 63(3) сельских,
итого 95(11), в Западном (Смоленской земле) – 3(1) го-родских и 6 сельских,
итого 9(1), в Северном районе – 7(1) городских и 63(3) сельских, итого
70(4), а всего в этих четырех районах – 119(32) городских, 229(11) сельских,
итого 348(43) монастырей. Как и в XV в., количе-ство новых сельских монастырей
существенно превышает число городских.
С переселением крестьян и присоединенные Среднее и Нижнее Поволжье и Южное
Приуралье, а также в уже ранее заселявшееся Северное Приуралье там возникают
и монастыри: в Среднем Поволжье – 18(4) город-ских, 3(1) сельских, итого
21(5), в Северном Приуралье – 4 городских, 6 сельских, итого 10 и в Южном
Приура-лье и Нижнем Поволжье (в городах Уфе и Астрахани) – 4(1) городских
монастыря, а вместе с Черноземным районом (по 13(1) в городах и селах)
всего в этих пяти районах появилось 39(6) городских, 22(2) сельских, ито-го
61(8) монастырь.
Всего в XVI в. возникло 158(38) городских и 251(13) сельских, итого 409(51)
монастырей.
Таким образом, за три столетия, с XIV по XVI в., было основано 325(75)
городских, 429(24) сельских, а всего 754 монастыря, в том числе 655 мужских
и 99 женских.
Часть монастырей была упразднена по разным причинам. Наличное количество
составляло (с учетом основанных ранее XIV в.) в XIV в. 155(37) городских,
72(3) сельских, всего 227(40), в XV в. – 230(58) город-ских, 194(11) сельских,
итого 414(69) и в XVI в. – 369(92) городских, 402(22) сельских, итого
771(114) мона-стырь.
Как видим, если в XV в. количество монастырей увеличилось по сравнению
с XIV в. на 200, то в XVI в. по сравнению с XV в. – уже более чем на 350
монастырей.
Конечно, не все они владели землей (кроме той, на которой были построены).
Но хотя в источниках нет сводных данных ни в целом по стране, ни по одному
какому-либо монастырю, не может быть сомнения в том, что у многих были
владения и зависимые крестьяне, а ряд монастырей имел крупные вотчины.
Мы уже гово-рили о том, что некоторые монастыри получали земли еще в XII
в.
|
.
страницы: |