|
Исследователи отмечают два основных направления в политике государства
по отношению к церкви в XVI-XVII вв.: во-первых, ограничение роста землевладения
путем запрета покупки земель, приема вкладов имений «на помин души», обмена
вотчин (что, как правило, было скрытой формой покупок); во-вторых, сокращение
феодальных привилегий церкви как землевладельца. Соборное Уложение 1649
г. подтвердило первое направление политики, записав, что «впредь… патриарху,
и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и в монастыри ни у кого
родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупати, и в заклад не
имати, и за со-бою не держати, и по душам в вечный поминок не имати никоторыми
делы». Это обходилось. Кроме земель-ных владений в руках наиболее богатых
монастырей скопились огромные денежные средства. Известно, что, например,
Троице-Сергиев монастырь всего за пять лет (1694-1699 гг.) дал Петру I
по его требованию 127,5 тыс. руб. – по тому времени очень большую сумму,
в переводе на деньги конца XIX в. – 2 млн. руб. У ростов-ского архиерейского
дома взял 15 тыс. руб. (255 тыс. руб. на деньги конца XIX в.) и 15 пудов
серебра. Брал он и других монастырей и архиереев.
Естественно, что, готовясь к войне за выход к морю, Петр I, не мог не
обратить внимания на эти, ле-жавшие втуне, богатства. После смерти в 1700
г. патриарха Адриана Петр не позволил высшему духовенству избрать нового,
а назначил «местоблюстителя патриаршего престола» и – в нарушение традиции
– изъял из его ведения хозяйственные дела. В 1701-1705 гг. Петр произвел
фактическую секуляризацию вотчин и крестьян духовенства, отняв у последнего
право управлять вотчинами и получать с них доходы. Доходы отбирались теперь
в казну, а духовенству выдавалось содержание. Организованное для управления
вотчинами центральное учреждение – Монастырский приказ получил в свое
ведение около 138 тыс. дворов крестьян, то есть 92% всех крестьян духовенства.
Еще около 2 тыс. дворов было приписано к различным ведомствам, пожаловано
и про-дано частным лицам. У церкви были также отобраны оброчные угодья
(рыбные ловли, мельницы и т. п.).
В дальнейшем правительство вернуло духовенству право управлять вотчинами,
но отобрало у него большую часть доходов. Таким образом, в конечном итоге
секуляризация была лишь частичной.
Нравственный облик монашества в глазах современников продолжал оставаться
таким же, как и в XVI в. По словам новгородского митрополита Питирима
(1668 г.), «игумены, и черные и белые попы, и диаконы питья допьяна упиваются
и церкви божией не радят». Надо полагать, что митрополит хорошо знал своих
под-чиненных. Еще более резко выразил свое впечатление о монахах и монахинях
иностранец Корб в конце XVII в.: «По окончании постов они погружаются
во всякого рода распутства, причем более на гуляк, нежели на мона-хов,
похожи; пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко там
же предаются сладострастию».
Основание монастырей в конце XVII в. было поставлено под контроль правительства;
так, в 1698 г. специальным указом запрещалось строить новые монастыри
в г. Енисейске и Енисейском уезде, потому что в Сибири монастырей уже
много. Однако в 1701-1763 гг. появилось не так уж мало новых монастырей
– 167 (46).
Больше всего их появилось в Центрально-Промышленном районе – 50(22), на
Левобережной Украине – 29(8) и в Среднем Поволжье – 25(7). Всего в четырех
старозаселенных районах возникло 74(24) монастыря, в заселявшихся Центрально-Черномземном,
Среднем и Нижнем Поволжье, Северном Приуралье и Северном Кавказе – 56(13),
на Левобережной Украине и в Киеве – 30(8) и в Сибири – 7(1) монастырей.
В Южном При-уралье новых монастырей не было.
Общая численность духовенства составляла не более 140 тыс. человек обоего
пола. Монахов и мона-хинь и 1735 г. (без новгородской, сибирской, астраханской,
киевской, черниговской и переяславских епархий) было около 9 тыс. Вероятно,
с перечисленными их было не более 12 тыс. Распределялись они следующим
обра-зом: в Центрально-Промышленном районе (синодальная область – бывшая
патриаршая, которая теперь управ-лялась коллегией высших иерархов – Синодом;
епархии ростовская, суздальская, тверская, нижегородская; крутицкая, коломенская)
-–5073 человека, в псковской области епархии – 232, в смоленской – 137,
в Северном районе (епархии вологодская, холмогорская и великоустюжская)
– 1720, в Центрально-Черноземном районе (епархии рязанская, белгородская,
воронежская) – 773, в казанской епархии – 600, в вятской – 424 человека.
По третьей ревизии (1762 г.), то есть накануне секуляризации, в стране
насчитывалось 1 029 755 чело-век мужского пола крепостных и зависимых
крестьян духовенства 92,06 млн. человек обоего пола). Без Левобе-режной
Украины (вместе со Слободской) их было 1 026 930 человек мужского пола.
Известно распределение 906 247 человек, из них: 153 802 человека в синодальной
области и за архиерейскими домами (17%), 728 736 – в монастырских вотчинах
(80%) и 23709 – за соборами и церквами (3%).
Из 728,7 тыс. человек монастырских крестьян известно распределение 674
тыс. человек между 544 мо-настырями (в 1759 г.): у 208 монастырей (38%),
имевших до ста душ, было 7 тыс. человек (1%); у 158 монасты-рей (29%),
имевших от 100 до 500 душ, было 42 тыс. (6%); у остальных 178 монастырей
(33%), имевших свыше 500 душ, было 625 тыс. человек (93%). Практически
структура дворовладения (а следовательно, и землевладе-ния) с конца XVII
в. не изменилась.
В первой половине XVIII в. эксплуатация крестьян усилилась, возросли государственные
повинности. Крестьяне ответили активизацией классовой борьбы. Справиться
с крестьянскими волнениями монастыри не могли. В этих условиях правительство
решило завершить секуляризацию: в 1764 г. у духовенства были отобра-ны
населенные имения, крестьяне составили одну из групп государственных крестьян,
значительное число мо-настырей было закрыто (на Украине – в 1786 г.).
В четырех старозаселенных районах (Центрально-Промышленном, Озерном, Западном
и Северном) было упразднено 340(69) монастырей, что составило 49% существовавших.
В заселявшихся районах (Цен-трально-Черноземном, Среднем и Нижнем Поволжье,
Северном и Южном Приуралье) – 100(33) монастырей (43%). Всего в Европейской
России, кроме Киева и Левобережной (вместе со Слободской) Украины, было
уп-разднено 440(102) монастырей из 930, или 47% - почти половина.
Упразднение сопровождалось разделением монастырей на классы в соответствии
с вводившимися шта-тами. Намечалось иметь в великороссийских епархиях
всего 385(67) монастырей, в том чисел I класса 20(4), II класса 59(18),
III класса 145(45) и заштатный 161 монастырь. В действительности, по подсчету
по справочнику В. В. Зверинского, после упразднения осталось не 385(67),
а 490(82) монастырей.
На Украине было упразднено 29(9) монастырей из 85(20), или 34%, осталось
56(11).
В результате секуляризации у церкви было отобрано 8,6 млн. десятин земли.
Но это были не все зе-мельные угодья: подсчет поуездных итогов генерального
межевания последней четверти XVIII в. по 29 губер-ниям показал, что у
духовенства только в этих губерниях, по очень неполным данным, была больше
700 тыс. десятин.
Секуляризация была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории России,
но главное ее значе-ние заключается в освобождении почти 2 млн. крестьян
духовенства от крепостного состояния. Что же касается ликвидации политической
мощи церкви, то решающее значение имело укрепление абсолютизма при Петре
I; это наглядно показала осуществленная им частичная секуляризация. Замена
патриарха Синодом (духовной коллегией), отнятие доходов и назначение в
Синод оберпрокурора как представителя царя превратили в цер-ковь из союзницы
в служанку самодержавия. Отобрание крестьян и вотчин, введение штатов
для монастырей сближали ее с государственным аппаратом.
Мы уже отмечали, что при секуляризации была отобрана не вся земля. Монастыри
приспособились к новым условиям, да и правительство шло им навстречу,
давая разрешение на приобретение земель.
Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено
создавать женские об-щины, которые были как бы переходными организациями,
школой монашества. Члены общин еще не были мо-нахинями, но постепенно
общины получали статус монастырей.
Больше всего монастырей появилось на Украине – 30(11), в Центрально-Промышленном
и Централь-но-Черноземном районах и в Среднем Поволжье.
В конце XVIII – начале XIX в. в Российскую империю вошли Правобережная
Украина , Литва, Бело-руссия, Прибалтика, Грузия, Бессарабия. В них также
были православные монастыри.
Больше всего монастырей было в Литве и Белоруссии. В XVII в. ряд униатских
монастырей был закрыт и передан православным монастырям. Всего (с IX в.)
там было основано 122(17), вошло в Россию 58(9), до 1860 г. появилось
еще 10(4), в 1801 г. было 56(9) монастырей.
На втором месте по количеству монастырей была Правобережная Украина –
с IX в. (без Киева) там было основано 106(17) монастырей, при этом в XIV-XV
вв. – всего 10, а в XVI-XVII вв. – 69(14), вошло 46(12), в 1801 г. было
58(14) монастырей.
На третьем месте – Грузия. монастыри в ней появились в IV в., вошло 33(5)
монастыря.
В Бессарабии православные монастыри возникли, видимо, не ранее XV в.,
вошел в Россию 21(9) мона-стырь.
Меньше всего православных монастырей было на вошедших в состав России
территориях Прибалтики и Польши – один и три монастыря соответственно.
Всего в 1801 г. вместе с вошедшими в Россию монастырями было 574(133)
монастыря. По районам они распределялись следующим образом.
Решительно преобладал Центрально-Промышленный район. Хотя в нем при секуляризации
было уп-разднено 149 монастырей (47%) и позднее позакрывали еще ряд обителей,
но и 26 было основано до конца сто-летия, так что в 1801 г. насчитывалось
154(39) монастыря – всего на 14(2) меньше, чем осталось в 1764 г. Это
составило около 49% существовавших в 1763 г.
На втором месте оказалась Украина – там был 91(25) монастырь. За ней шли,
не очень от нее отставая, Центрально-Черноземный – 66(17), Литва и Белоруссия
– 56(9), Озерный – 55(14) и Северный - 54(7). В двух последних районах
было закрыто много местных монастырьков, а новых основано мало.
Промежуточное положение занимали Среднее Поволжье – 37(10) и Сибирь –
20(5), совсем мало еще было монастырей в Нижнем Поволжье (в одной Астрахани),
Южном Приуралье и на Северном Кавказе.
В целом, в четырех старозаселенных районах было 276(62) монастырей, или
48%, в шести районах, где в XVIII в. шло заселение, - 124(32), или 22%,
на Левобережной Украине – 33(11), в Сибири – 20(5), в Киеве и вошедших
в Россию районах – 121(23) монастырь.
В 1860 г. общее число монастырей, несмотря на вхождение в Россию Бессарабии
и основание новых, увеличилось с 574(133) только до 580(129), то есть
на шесть монастырей, а количество женских даже уменьши-лось.
По другим данным, количество монастырей в первой половине XIX в. изменилось
следующим обра-зом: в 1808 г. – 447(94), в 1825 г. – 476(99), в 1840 г.
– 547(112) и в 1860 г. – 613(136). Разница с нашим подсче-том на 1860
г., по существу, невелица – всего 33(7) монастыря, или 5%.
Расхождение числа монастырей в 1860 г. может объясняться тем, что монастыри,
датой упразднения которых в справочнике В. В. Зверинского указан неопределенно
– XIX в., мы считали ликвидированными до 1860 г., тогда как в действительности
они могли быть закрыты позднее. Остальные итоги неполны, это доказы-вается
тем, что в 1917 г. существовало 546 монастырей, основанных до 1808 г.
(не считая тех, которые были в Польше, Бессарабии и вне пределов Российской
империи).
|
.
страницы: |