arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Второй, идя по стопам мастеров Общества дилетантов, настолько точно обмерил и тщательно, вычертил Парфенон и Пропилеи, что результаты его трудов не устарели и теперь и в 1888 году вышли в свет вторым изданием 7.

Исследования шли не только на материке и островах Греции, но более осторожно и робко и в Малой Азии, остававшейся частью Турецкой империи.

После французской экспедиции Тексье (1833—1837) дальнейшую инвентаризацию античной скульптуры и архитектуры Малой Азии особенно успешно проводили англичане, среди которых прежде всего следует назвать «открывших Ликию» Чарльза Феллоуса и Чарльза Томаса Ньютона. Сын богатого лондонского банкира, Феллоус начал свои путешествия в 1832 году без определенной цели. По пути он вел дневник и делал зарисовки. Для него был неожиданным тот огромный интерес, какой возбудили в Лондоне его рассказы и рисунки (в особенности изображения высеченных на скале и отдельно стоящих ликийских гробниц). Это побудило его опубликовать свои путевые дневники и отправиться вторично в Малую Азию. В Константинополе он добился у турецкого правительства разрешения на производство археологических работ в Ликии и на вывоз оттуда обнаруженных при раскопках частей

4 Результаты экспедиции опубликованы в издании: A. Furtwangler. Aegina , Bd. I—II. Miinchen, 1906.

5 Ch. R. Cockerel 1. The Temples of Jupiter Panhellenius at Aegina and of Apollo Epicurius at Bassae. London, 1860.

6 О них см.: «История европейского искусствознания. Первая половила XIX века».

7 Р . G. P e n ro s e. An Investigation of Athenian Architectur. London — N. Y., 1888.

архитектуры и скульптуры, и вскоре в Лондон были отправлены 87 ящиков с частями памятников древнегреческого города Ксанфа: памятника нереид и памятника с гарпиями. Феллоус опубликовал еще два труда, посвященных Малой Азии, и на этом закончил свою практическую деятельность археолога8.

Во время пребывания в Константинополе Феллоус совершил оплошность: из списка пожеланий, более напоминавших требования, переданного им от имени английского правительства правительству Турции, он вычеркнул пункт, охарактеризованный им как «unreasonable request» (что переводится как просьба, преступающая границы благоразумия, или попросту безрассудная). Речь шла о желании англичан получить двенадцать плит с рельефами, замурованные в стены замка, сооруженного рыцарями-иоаннитами и перестроенного турками в большую крепость Будрун9. Так как Будрун находился вблизи древнего Галикар-насса, естественным было предположение, что плиты с рельефами составляли часть знаменитого Мавзолея, одного из «семи чудес света». Оплошность Феллоуса была исправлена английским послом при Оттоманской империи сэром Стратфордом Каннингом, которому, после энергичных усилий, удалось в 1846 году получить разрешительный фярман на вывозку плит. Всего месяц длились работы в Будруне, после чего рельефы были вывезены в Англию. В том же году они были присоединены к скульптурам Феллоуса в Британском музее, где окончательно была выяснена их принадлежность к фризу с амазонками, украшавшему когда-то галикарнасский Мавзолей.

Дипломатический успех Стратфорда Каннинга был главным стимулом активной деятельности в Малой Азии Чарльза Ньютона, занимавшего ранее спокойную должность одного из сотрудников отдела скульптуры в Британском музее.

Ньютон продолжал на более прочной научной базе исследования Феллоуса, не уступая своему предшественнику, в энергии и значительно превосходя его знаниями и художественным чутьем. Музейную работу он сменил в 1852 году на дипломатическую службу в должности вице-консула в Митиленах и консула на острове Родосе. Но главным предметом его внимания был Галикарнасс, более серьезно исследовать который он поставил целью своей жизни. В ожидании фирмана на производство раскопок он разыскал в константинопольском музее еще одну амазонку из галикарнасского фриза; фрагменты фриза он нашел замурованными в стены домов Родоса. Была обследована местность вокруг Будрунской крепости и установлено расположение города Галикарнасса и знаменитого М.авзолея (там, где он находился, по предположению архитектора Дональдсона, высказанному тридцатью годами ранее). Наконец, фирман был получен и раскопки начались 1 января 1857 года. Они продолжались девять месяцев и результаты их были настолько значительны не только для скульптуры, но и для архитектуры, что Ньютон вызвал из Англии архитектора Пуллена, вместе с которым и сделал опыт реставрации Мавзолея.

В 1861 году Ньютон возвратился в Британский музей, где в течение последующих 25 лет занимал должность инспектора (хранителя) греческих и римских древностей и готовил к 'выходу в свет ученые труды.

8 Ch. Fellows. Lycia, Caria, Lydia, illustrated by G. Scharf. London , 1847; Ch. Fellows Account of 'the Ionic trophy monument excavated at Xanthus . London, 1848.

9 Речь идет об ордене рыцарей, именовавшихся позднее по местонахождению их главной резиденции родосскими и мальтийскими, владения которых распространялись в XIII в. и на часть Малой Азии.

Среди них наибольшее значение, для научной истории античной архитектуры имела выпущенная раньше других его работ «История открытий в Галикарнассе и Книде»—большой увраж, где описательный текст дополняют 97 таблиц с планами, разрезами, архитектурными деталями и проектахми реставраций, а также изображениями гробниц, скульптуры, керамики, с воспроизведениями надписей и географическими картами, пейзажами и т. д.10

Не без моральной поддержки Ньютона была организована новая английская экспедиция в Малую Азию: в 1863 году архитектор Вуд отправился на поиски остатков еще одного из семи чудес света—храма Артемиды-Дианы в Эфесе, сожженного, по преданию, в 356 году до н. э. Геростратом и выстроенного 'вновь с еще большей роскошью. Лишь в конце 1869 года было открыто местонахождение храма (точно указанное тридцатью годами раньше географом Генрихом Кипертом). Еще пять лет продолжались работы, ушедшие в глубь более чем на шесть метров, происходившие в чрезвычайно трудных условиях болотистой почвы. Трудности были вознаграждены результатами: в Британский музей было перевезено большое количество архитектурных частей разных размеров (барабаны колонн, плиты с рельефами и т. п.), принадлежавших, как было выяснено, обоим храмам: архаическому (VI век до н. э.) и храму эпохи эллинизма (IV век).

Так, по инициативе Ньютона и при помощи свидетельств Плиния и Витрувия о храме Дианы начались работы в Эфесе, принявшие позднее более систематический характер, приведшие к открытию в городе, кроме храмов, также и театра и трофея (памятника военной славы) п и давшие возможность более точных реконструкций. Из сотрудников Ньютона, после отправления добытых материалов в Европу, в Малой Азии остался архитектор Пуллен, обнаруживший на побережье остатки храмов Аполлона в Олинфе и Диониса в Геосе, который Витрувием приписывался архитектору Гермогену. Побывал он и в Приене, откуда вывез несколько рельефов, украшавших некогда храм Афины Паллады.

В 60-е и 70-е годы большая работа, все более серьезного характера, развертывается на материковой Греции 'и на островах Эгейского моря. В 1862 году в Афины приехали архитекторы Карл Бёттихер и Генрих Штрак и археолог и историк Эрнст Курциус. Бёттихер, уже выпустивший в свет свой монументальный труд, посвященный тектонике эллинов, приступил (впервые de visu) к изучению архитектурных памятников Акрополя12. Штрак, работавший много и как архитектор-практик и опубликовавший уже литературную работу о древнегреческом театре 13, проверял свои теоретические концепции на афинском театре Диониса, к раскопкам которого он приступил с большой энергией.

Менее известный Курциус занялся топографическим исследованием афинского холма Пникса. 1

10 Oh. T. Newton. A History of Discoveries at Halicarnassus , Cnidus and Bran-chidae. Другие главнейшие труды Ньютона : Travels and Discoveries in the Levant , . I—II. London, 1865; Essays on Art and Archeology. London, 1880.

11 Результаты австрийской и английской экспедиций начала нашего века опубликованы в труд.ах: О.» В е п n d о r f. Forschungen in Ephesos. Bd. I. Wien, 1906, Bd. II, 1912; D. С . Hogarth. Excavations at Ephesus . London, 1908. Существуют различные репродукции храма Дианы (Хогарта, Гендерсона, Литаби и др.), при которых учитывались указания Плиния о числе колонн .храма, и Вдтрувия (см. Десять книг об архитектуре, X, стр. 5, 11).

12 «История европейского искусствознания. Первая половина XIX века», стр. 58— 60. После пребывания в Афинах Бёттихер выпустил еще несколько трудов, в их числе:

Bericht liber die Untersuchungen auf der Akropolis in Athen. Berlin , 1863; Der Zophoros am Parthenon. Berlin , 1875.

13 J. H. S t r а с k. Das altgriechische Theatergebaude. Berlin, 1843.

  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz