arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Градостроительство XIX — XX вв. / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

И разъясняет, что внутреннее районирование будет осуществляться за счет планомерной децентрализации производства (производственных предприятий), с которым будут связаны вновь создаваемые города-сады. Конечная цель: равномерное распределение растущего населения на территории Англии.

Наконец, набрасывается широкая картина города-сада, еще не выстроенного, но уже ясно стоящего перед глазами Хоуарда, создавшего его творческим воображением на твердой научной основе при помощи математических выкладок и архитектурных расчетов, в результате глубокого изучения существующего положения вещей и потенциальных возможностей.

Сравнивая большой город с сильным магнитом, Хоуард перечисляет свойства, притягивающие к нему людей. Привлекательными чертами обладает, конечно, и деревня. Однако вполне удовлетворить не могут ни город, ни деревня; человеку необходимо общение и с людьми, и с природой. В результате делается такой вывод: «Оба магнита следует слить в один. Город и деревня должны сочетаться браком, и детищами этого счастливого бракосочетания будут: новая надежда, новая жизнь, новая цивилизация». И Хоуард хочет показать, как можно сделать первый шаг в этом направлении путем создания «сельско-городского магнита»179.

Сельско-городским магнитом Хоуард называет город-сад, точное описание которого он приводит в своей книге.

Город с населением в 32000 человек расположен в центре района площадью 6000 акров, причем сам город занимает 1000 акров, а зеленый пояс —5000 акров. План города — радиально-кольцевой, От большого центрального парка расходятся радиусами шесть бульваров, пересекающие кольцевые авеню и выходящие в виде шоссейных дорог в зеленую зону, окружающую город. В парке расположены общественные сооружения: театр, библиотека, здания для концертов и лекций, музей, картинная галерея, а также ратуша и больница. Парк опоясывает стеклянная галерея («Хрустальный дворец»), занятая магазинами и зимним садом. Галерею окружает «'Пятое авеню», обсаженное деревьями и обстроенное с внешней стороны жилыми домами. Следующее кольцо — «Четвертое авеню», за которым следует «Большое авеню», где размещены школы и церкви. Самые широкие внешние кольца — промышленный район и окружная железная дорога. Там же склады и рынки. В зеленой зоне вне города — луга и рощи, поля и огороды. Там же — фермы, детские дома, сельскохозяйственная школа, дома отдыха и санатории.

Обитатели города-сада в нем же и работают. Зеленый пояс снабжает город свежими продуктами — рынок у фермеров под рукой.

178 Ebenezer Howard. To-morrow. A peaceful path to real reform. London, 1808

179 А. У и т т и к. Указ. соч., сгр. 14.5.

Городской землей граждане владеют коллективно, основной доход города — арендная плата.

В труде Хоуарда предусмотрены и возможности роста населения: в этом случае на некотором расстоянии строится новый город со своей собственной зеленой зоной. И далее разъясняется: .«Принцип обязательного зеленого пояса, окружающего город, проводится до тех пор, пока не образуются группы городов, расположенные вокруг центрального большого города. Тогда каждый обитатель малого города одновременно будет жить и в большом прекрасном городе, пользуясь всеми его преимуществами». Центральный город представляется автору несколько большим по размерам (с населением примерно в 58000 человек).

Книга Хоуарда имела огромный успех. В 1902 году вышло второе ее издание под несколько измененным названием: «Города-сады завтрашнего дня». Еще раньше, в июне 1899 года, то есть через полгода после выхода в свет первого издания, образовалась «Ассоциация городов-садов», поставившая целью пропаганду идей Хоуарда. Среди его сторонников возникли и некоторые разногласия—одни доказывали, что' город-сад должен иметь 50000 жителей, другие стояли за город со стотысячным населением. Но сущность новых идей не оспаривалась. И в 1903 году в Англии было основано акционерное общество «Сад-город», поручившее проектирование, а затем и строительство первого-города-сада архитекторам Рэймонду Энуину и Барри Паркеру. Проектирование и строительство нового города, получившего название Леч-ворт, подробно описано в книге Пердома «Сад-город», вышедшей в Лондоне в 1913 году. Но еще раньше, в 1905 году, появился труд Энуи-на, озаглавленный «Планировка городов на 'практике», в котором проектировщик и строитель Лечворта развивает взгляды Хоуарда на основе собственной практической деятельности 180.

Идея города-сада проникла и на континент Европы. Общества по строительству городов-садов были образованы в Германии, Франции,. Австро-Венгрии, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. Одновременно с Лечвортом был выстроен под Дрезденом город-сад Хеллерау, строительство которого было начато в 1907 году. Но большая часть составленных проектов по разным причинам оставалась на бумаге; выстроенные же города, включая Лечворт, сильно отличались от идеальной. схемы Хоуарда, которого, что нужно подчеркнуть, занимали социальные проблемы в значительно большей степени, чем чисто архитектурные. Вот почему архитектура Лечворта пестра и эклектична.

В те же годы и позднее делались и другие попытки приостановить или хотя бы урегулировать стихийный рост больших городов. Появля-лись идеи городов-спутников (разновидности городов-садов), городов— спален для работающих в. больших промышленных городах, парковых предместий, окружающих большие города 181. Интересной была теория,, развитая испанцем Сориа-и-Мата в книге «Линейный город» 182, вышедшей в свет в Мадриде в 1892 году, то есть до опубликования трудов Хоуарда. По проекту испанского архитектора город состоит из одной весьма протяженной, обстроенной с обеих сторон транспортной магистрали, прорезающей зеленую зону с полями, лугами, плодовыми садами и огородами. Но полного осуществления эта идея так и не нашла 183.

180 R. U n w i n. Town Planning in Practice. London , 1905; Ch. В . Р u r d о m. The Garden-city. London ,1913.

181 G. В e n о i t - L e v у . La Cite-jardin. Paris , 19111.

182 So r i a - у - M a t a. La ciudad lineal. Madrid, 1892.

183 Лишь в 1930 г. к ней вэзврачился советский архитектор Милютин (Н. А. Ми-' л ю т и н. Соцгород. М., 1930).

Все упомянутые теории, несмотря на их разнообразие, имели две общие черты: во-первых, ни одну из них нельзя было назвать панацеей против болезни, разъедавшей большие капиталистические города,— все они оставались паллиативами, и, во-вторых, авторы их, уделяя все свое внимание социальной стороне проблемы, то есть улучшению жилищных условий, игнорировали сторону эстетическую. Они не задумывались о том, что в новых городах должна быть и новая архитектура, будто не видели, как уродуются при стихийном росте населения и хаотической застройке старые города с их создавшимися веками ансамблями площадей, улиц и целых кварталов и районов.

Первым обратил внимание на последнее обстоятельство и принял его близко к сердцу венский архитектор Камилло Зитте. В мае 1889 года в Вене вышла в свет его книга, носившая пространное заглавие: «Градостроительство на художественных основах. Пособие для решения современных вопросов архитектуры и монументальной пластики с особым вниманием к Вене» 184. Книга была распродана так быстро, что спустя месяц пришлось выпустить второе издание. Сам автор объясняет в предисловии к книге ее успех тем, что градостроительство стало одним из самых жгучих вопросов времени 185, но в то время, как в отношении городского транспорта, санитарии и других технических вопросов достигнуто очень многое, эстетическая сторона проблемы игнорируется совершенно. Установив печальную ненормальность такого положения, автор заявляет, что решился сделать попытку рассмотреть большое чис-.ло старых городов с их площадями и ансамблями. Он надеется, что, выяснив причины их большого духовного воздействия, он сможет установить правила, следуя которым можно будет добиться аналогичного воздействия и в новое время. Он предупреждает, что не относит свой труд к истории градостроительства, так как ограничивает его только тем, что видел собственными глазами, и считает его лишь собранием материалов с теоретическими выводами, которые могут стать полезными в практике архитектора и инженера-строителя. Предпослав своей книге краткое предисловие, Зитте подробнее говорит о своих целях в более обширной вводной главе, которую начинает такими словами: «Приятные воспоминания о наших путешествиях можно уподобить самым прекрасным мечтам. Величественные города, памятники,.площади, красивейшие панорамы проносятся перед нашим духовным взором и мы вновь наслаждаемся красотой и прелестью того, что когда-то делало нас такими счастливыми» 186.

Далее изложение принимает более деловой характер. Автор цитирует указание Аристотеля—строить город так, чтобы человек чувствовал в нем себя и в безопасности и счастливым. А для счастья нужна красота. И потому художественной стороне градостроительства должно уделяться такое же внимание, как и стороне технической. Так было в Средние века, в эпоху Возрождения и вообще в те времена, когда

184 Camillo S i 11 e. Der Stadtebau nach seinen kunstlerischen Grundsatzen. Ein Bei-"tr.ag zur Losung moderner Fragen der Architektur und .monumentalen Plastik unter be-scnderer Beziehung aufWien. Wien, 1889.

185 Второй причиной успеха можно назвать живой и ясный язык книги, вполне доступной и неспециалисту. В 1925 г. в Москве вышел перевод книги на русский язык, добросовестный, но тяжеловесный, о чем можно судить по русскому заглавию: «Городское строительство с точки зрения его художественных принципов. Попытка разрешить современные вопросы архитектуры и монументальной пластики со специальными ссылками на Вену». Перевод аделг.н с пятого немецкого издания (192.1), переработанного по указанию отца, скончавшегося в 1903 г., сыновьями Зитте, Зигфридом и Генрихом.

186 Camillo S i 11 e. Op. cit., S. I1 .

искусство процветало.
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz