arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

В заключение устанавливается взаимоотношение между величайшими гениями архитектуры Ренессанса. Браманте и Микеланджело были «посланцами небес», высочайшими представителями искусства на земле. Браманте создал свою «большую манеру», которая была усовершенствована Рафаэлем. Последнее же усовершенствование принадлежит Микеланджело: основой и исходным пунктом его искусства было искусство Браманте, но Микеланджело был, кроме того, искателем новых путей, родоначальником свободного направления в искусстве, открывшим новый период Ренессанса. Микеланджело—защитник главенства духа над материалом и техникой, идеального над реальным.

Геймюллер, как ученый исследователь архитектуры Ренессанса, унас-следовал от Буркгардта добросовестность, широту кругозора, зоркость глаза. В профессиональном анализе памятников он иногда превосходит учителя, не получившего специального архитектурного образования. Но, превосходя его как архитектор, он уступает ему как писатель. Его литературный слог становится иногда тяжелым от загромождения слишком подробной классификацией мастеров и памятников, чересчур скрупулезным анализом форм и типов. Местами же он приобретает торжественную приподнятость, как результат пристрастия к концепциям религиозного характера.

Особенности формы, вытекающие, разумеется, из содержания, в большей степени, чем в «Архитектуре Ренессанса в Тоскане», проявились з другом крупном труде Геймюллера—двухтомной «Архитектуре Ренессанса во Франции»90. В первом томе прослежено развитие французской архитектуры от конца XV до середины XVIII столетия. Весь этот большой отрезок делится на два главных периода, внутри каждого из которых производится членение на фазы, направления и «стилевые моды». Так, первый период французского Ренессанса, по Геймюллеру, длится с 1495 по 1610 года и состоит из следующих фаз развития: 1) переходный стиль от готики 'к Ренессансу (стиль Карла VIII и Людовика XII);

2) собственно-ранний Ренессанс (стиль Франциска I); 3) «момент очаровательнейшего расцвета» (стиль Маргариты Валуа); 4) Высокий Ренессанс (стиль Генриха II); поздний Ренессанс (стиль Карла IX и Генриха II); стиль Генриха IV.

В следующем периоде (1610—1750), названном «вторым 'периодом французской ренессансной архитектуры», различаются разные стилевые направления (свободное, строгое и смешанное), различные стилевые моды (моды на пальмы, обезьян, китайщина, рокзйль и рококо). Также тщательно прослеживаются влияния, пунктуально 'по фазам и направлениям распределяются архитекторы, причем особо выделяются пять величайших: Жан Гужон, Пьер Леско, Жан Бюллан, Филибер Делорм. Жан Андруэ Дюсерсо. (Для большей наглядности к книге приложена цветная схема периодов, направлений, стилей и мод.)

89 Н . von G е у m u 11 е г . Michelangelo Buonarrotials Architekt. Munchen, 1904 S. 51—55.

90 H. v. Geymuller. Die Baukunst d'er Renaissance in Frankreich. B. I—II. Stuttgart, 1898 - 1901.

Во втором томе описаны конструкции, техника, материалы, анализируется выделенная особо церковная архитектура.

Ясности окончательных выводов вредит склонность автора к христианской метафизике. На примере французской архитектуры он безуспешно пытается доказать, что архитектура Ренессанса была «совершеннейшей религиозной архитектурой», что «Ренессанс был христианским стилем par excellence», что «искусство Ренессанса было выражением всеобъемлющего христианского искусства»91. В то же время ок решительно возражает Виолле ле Дюку, считавшему, что Ренессанс убил национальное французское искусство, и Шуази, назвавшему французские церкви .Ренессанса теми же готическими, но выстроенными с большей затратой средств.

В труде, написанном на немецком языке, Геймюллер опровергает французских авторов, прославляя одаренность французских архитекторов, не иссякшую и во времена Ренессанса, восхищаясь их изумительной изобретательностью, свежестью воображения, соединенной с хорошим вкусом. Сравнивая их с итальянскими мастерами, он правильно отмечает преобладание у французов рационального начала (тогда как у итальянцев господствует то, что он называет «благодатью, ниспосланной божьей милостью»). Поэтому и пропорции французской архитектуры относятся к итальянским, как «холодный корректный рисунок относится к вибрирующей, певучей гармонии Тициана или Джорджоне»92. Зато во фран-дузской архитектуре больше мастерства, в нее вложено больше усилий человека, и потому изучение памятников архитектуры Франции для архитектора особо интересно и поучительно. Главная же заслуга французской ренессансной архитектуры заключается, по мнению автора, в том, что, сохранив завоевания готики, она расширила их и оплодотворила, сочетая с завоеваниями итальянской архитектуры.

В ней был осуществлен равноправный союз северного и греко-римского искусства. И благодаря главным образом Франции Ренессанс из .итальянского национального стиля стал мировым стилем, в котором осуществился синтез северного субъективного начала (вертикализма, воплотившегося в готике) и античного объективного горизонтализма. Эти наблюдения и выводы Геймюллера более существенны, чем абстрактно-метафизические домыслы о связи Ренессанса с христианством.

Приняв для «Архитектуры Ренессанса в Тоскане» периодизацию, установленную в «Чичероне», Геймюллер не мог успокоиться на том, что архитектура итальянского Ренессанса «вышла готовой из головы Филип-по Брунеллеско, как Минерва из головы Юпитера». На протяжении мно-

-гих лет его занимал вопрос: с каких же пор и где «дожидалась у дверей», по выражению Буркгардта, архитектура Ренессанса (об этом свидетельствует и переписка с учителем и другом). Ответ был дан в заключении к «Toscana-Werk», изданном отдельным оттиском в 1908 году под заглавием «Фридрих II Гогенштауфен и начало архитектуры Ренессанса в Италии» 93.

В нем названы три «идеальные источника» искусства Ренессанса: его колыбель при дворе императора Фридриха II в Южной Италии, творчество- Николо Пизано, Ренессанс в готическом одеянии. Геймюллер считает подлинным отцом искусства Фридриха II, признавшего национальным языком итальянский, при дворе которого в Сицилии возникла италь-

91 Н . v. Geymiiller. Die Baukunst der Renaissance in Frankreich. B. I—II. Stuttgart , 1898—'1901, S. 672.

92 Ibfd., S. 67.4.

93 Н . v. G е у m u 11 е г . Friedrich II von Hohenstaufen und die Anfange der Architektur der Renaissance in Italien. Miinchen, 1908.

янская литература. Первым памятником архитектуры итальянского Ренессанса он называет Кастель дель Монте в Апулии, в строительстве которого принимал участие и Николо Пизано. А время, протекшее от царствования Фридриха II и постройки Кастель дель Монте до первых работ Брунеллеско во Флоренции Медичи (примерно 1250—1420),именуется «Ренессансом в готическом одеянии» и делится на три стилевых фазы:

первая переходная фаза, расцвет Ренессанса в готическом одеянии и вторая переходная фаза между предыдущей и творчеством Брунеллеско94.

Если дополнить сказанное о начале Ренессанса мыслями о дальнейшем развитии архитектуры, высказанными в «Архитектуре Ренессанса в Тоскане» и в «Архитектуре Ренессанса во Франции», историческую концепцию Геймюллера можно сформулировать в полном виде так. После зарождения архитектуры Ренессанса на юге Италии в середине XIII века она 'прошла три фазы как Ренессанс в готическом одеянии до 1420 года. Затем собственно Ренессанс делится на три периода: ранний, высокий и поздний (архитектура 1520—1580 годов, до Микеланджело включительно) . Но принципы мирового стиля, именуемого Ренессансом, не умирают и позднее, а закономерно развиваются дальше в двух параллельных течениях: строгом (классицизм) и свободном (барокко).

Учеником Якоба Буркгардта был, как известно, и Генрих Вёльфлин. После ученических лет он, однако, выбрал не тот путь, по которому шел Геймюллер. «Ренессанс и барокко» с подзаголовком «Исследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии» — единственный крупный труд Вёльфлина, целиком посвященный архитектуре,— был написан 24-летним исследователем в Мюнхене в 1888 году95. Пытаюсь продолжить начатое Буркгардтом, Вёльфлин избирает темой своего исследования разложение Ренессанса, ставит задачей, «наблюдая симптомы распада, открыть, по мере возможности, в одичании и произволе — законы, дозволяющие заглянуть в скрытые основы творчества»96. Оба термина:

«одичание» (Verwilderung) и «произвол» (Willkur) заимствованы у Буркгардта (такими чертами характеризуется в «Чичероне» стиль барокко), но в поставленной трудной задаче ученик уходит дальше и в сторону от намеченного учителем пути.
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz