|
Рис. 19. Переносное жилище из местных строительных материалов кочевников Сомали (Африка). Общий конструктивный вид жилища и его план
1 — кровати; 2 — ступа для терки зерна; 3,4.5 домашняя посуда для приготовления и хранения пищи и воды
Рис. 20. Перекочевка. Транспортировка сборного жилища у кочевников Африки
Многовековая эволюция кочевой юрты выработала ее четкие формы, правила сборки и разборки, пропорции и способы украшения и меблировки. Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность. Эта легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных (рис. 29, 31).
Общий вес юрты с меблировкой 300-400 кг — грузоподъемность одного верблюда. Диаметр обычной жилой
юрты — 4,5—8 м, высота ее в центре 3,5—5 м. Время, за которое она собирается или разбирается, — в пределах 1 часа. Конструкция юрты состоит из 9 основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища.
Каждая решетка, входящая в общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно уменьшать или увепмимвати .~~
Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг - тооно, а в нижней части опираются на решетку стен. Снаружи юрта вся окутывается войлоком, выкроенным по ее форме.
Дверь юрты всегда обращена на юг или юго-восток. Благодаря этому дом кочевника в степи изолирован от холодных северных ветров и снежных заносов зимой и открыт живительным солнечным лучам весной и летом.
Являясь искусственно организованным пространством, кочевая юрта одновременно как бы остается органичной частью природы, вобрав в себя наиболее полезные и благоприятные ее принципы.
В архитектуре азиатских регионов используются принципы регуляции микроклимата, заимствованные из окружающей живой природы.
Сопоставляя принципы формирования архитектуры с растительным миром в данном относительно благоприятном природно-климатическом регионе Азии, можно отметить общие закономерности.
Интенсивная солнечная радиация, действие больших ветровых нагрузок и резких температурных перепадов сказались на особенностях формирования растительного и животного миров. Как известно, солнечный свет задерживает рост растения в длину, но укрепляет ткани, делает толще стенки клеток, тепло ускоряет рост клеток, воздействие ветра способствует развитию упругости тканей, отсутствие влаги в пустыне огрубляет их и т.д. Растительные и живые формы здесь совершенствовали свои средства, приспосабливаясь к резким изменением среды в течение суток и в течение года.
Рис. 28. Жилище оленеводовлопарей Скандинавии
а — общий вид; б — конструктивный разрез; в — группа жилищ
Рис. 29. Сборно-разборная юрта из войлока и тростника кочевых туркмен Северного Афганистана
Многие средства приспособления к данной среде природного мира использованы в кочевом жилище — войлочной юрте — обитателей этого региона. Благодаря оригинальной сборно-разборной конструкции ' и аэродинамичным компактным формам юрты, применению в качестве строительного материала шерсти, обладающей хорошими теплофизическими качествами, в комплексе, являющихся эффективным механизмом регуляции, внутри кибитки поддерживается оптимальный микроклимат в любое время года.
Подобно тому, как растительный мир степей и пустынь способен динамически реагировать на колебания температурного режима воздуха, принципы конструкции юрты отвечают динамике условий существования. Это механически опускающиеся и поднимающиеся вслед за изменением температуры воздуха войлочные кошмы стен, терморегулирование внутреннего пространства посредством поворачивающегося и убирающегося в зависимости от солнцестояния покрытия верхнего отверстия юрты. В связи с этим функциональная пво-щадь внутри юрты делится на 12 частей, соответствующих 12-месячному циклу календарного летоисчисления (рис.31).
Рис. 30. Поселок жителей Севера из льда — иглу
Рис. 31. Монгольская кочевая юрта и составные ее части 1 — верхнее конструктивное кольио-дымник; 2 — жерди, поддерживающие свод; 3 — решетчатая стенка из реек; 4 — вставная дверь; 5 -центральный столб, поддерживающий дымник; 6 — деревянный пол; 7 — войлочный покров купола юрты; 8 — войлочный покров стен; 9 -войлочное покрывало, закрывающее дымник
Юрта всегда становится на открытом солнцу пространстве. Планировка и внешний вид юрты являют собой соответственно горизонтальную и вертикальную модель вселенной. Яркий орнамент на куполе юрты в плане представляет четкий крест, концы которого строго направлены по странам света, а один конец орнаментированного креста акцентирует вход в юрту.
Центральное верхнее дымовое отверстие юрты определяет также, вертикальное направление и позволяет кочевнику ночью наблюдать за движением звезд через неподвижную верхнюю раму дымника. Эта идея горизонтального и вертикального организующего центра вселенной, практическую модель которой представляет кочевая юрта, ложится в основу как отдельных сооружений, так и градостроительных комплексов.
Отсчет времени суток, месяца, года у кочевников велся обычно по солнцу, пи углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты — дымник.
Рис. 32. Юрта, ее планировка и расстановка вещей в соответствии с 12-месячным цен-тральноазиатским календарем
По мере того, как луч солнца скользил по окружности дымника, затем по кончикам жердей (а их бывает в пределах 60), поддерживающих свод юрты, далее по поверхности полукружия войлочного ковра, по определенным частям мебели, кочевник определял точное время и строил распорядок рабочего дня. Поэтому пропорция дымника, число жердей, высота решетчатых стен и всей юрты, а также традиционная ориентация входных проемов были подчинены ритму движения солнца. Даже покраска конструкций юрты, ее система орнаментации имели свою закономерность, учитывающую указанные функции (рис. 32).
Кочевники при возведении юрты использовали принцип построения живых конструкций из унифицированных элементов. Практическая необходимость и художественная целесообразность заставили подчинить все размеры юрты единому модулю и унифицировать все детали.
Сборно-разборное войлочное жилище — юрта — господствовало на всем обширном пространстве степей Средней и Центральной Азии, занимаемом кочевыми тюркскими и монгольскими народами. Причем в зависимости от географических условий — степной или лесостепной зоны — жилище имело сферическую или коническую форму крыш (рис. 33).
Эволюция архитектуры оседлых народов
Универсальность юрты как классического, выработанного на протяжении тысячелетий кочевого типа жилища, послужила основой для создания оригинальной кочевой архитектуры (рис. 34). В степи существовали сборно-разборные юрты различных назначений и вместимости — от огромных кочевых храмов до юрт-дворцов. В зависимости от функционального назначения изменялись внешний вид и габариты юрты. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8— 10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10—25 решеток-стен и вмещали 50—100 человек; большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек.
Если сборно-разборная войлочная юрта — постоянный тип жилища кочевников, используемый круглый год, то для периодического пребывания в кратковременных походах, для сбора людей применялись матерчатые палатки — временное кочевое жилище. |
.
страницы: |