|
Летающий дом и летающий город можно вообразить и сделать. Но мы не должны забывать, что человек ограничен действием силы притяжения, а также твердой субстанцией своего жилища. Природа создала гораздо более прогрессивные формы жилья и среди них шелковый корабль кокона —. прочную, мягкую, гибкую оболочку жизни. Баллон летающего дома должен быть таким же коконом с добавленной к нему энергией для подъема и движения. Суммируя эти черты, логично назвать летающие дома и город коконопланом.
Коконоплан — это победа человека над силой притяжения, достижение им природной формы жилища, возможная альтернатива на кризис урбанизации.
"АРКОЛОГИЯ" - ВООБРАЖАЕМЫЙ ГОРОД
Архитектура — одно из проявлений материального созидания, превращение человеком физической материи в искусственный объект.
С появлением на нашей планете человеческого разума эволюционное развитие органического мира как бы испытывает все ббльшую необходимость вернуться к тому, откуда оно началось, — к физической реальности, а различные проявления внебиологической деятельности позволяют производить средства для "прогресса". Техническая революция, свидетелями которой мы являемся, есть самое последнее проявление такой деятельности. "Другой разум", которого мы добиваемся с помощью компьютера, является перспективой развития передовой технологии.
С точки зрения эволюции, архитектура должна быть увязана с экологическими процессами, происходящими в окружающей среде. А для этого архитектура должна стать ее частью. Здесь закономерен пример термитов с их генетической кодификацией конструкций.
Термиты выделяют из своего организма "строительные блоки" для сооружения своего жилища. Из этих блоков они строят неоприроду, термитный небоскреб. Эта внебиологическая деятельность включает в себя "планирование и строительную технику", реакцию на нужды термитов и образ их существования. Архитектура без архитектора! Мы, люди, увлеченные своей профессией, должны задуматься о своих проблемах. Насекомое автоматически следует строительному коду, который "изобрели" его далекие предки "раз и навсегда". В действительности насекомое не знает кода и не следует ему. Оно само олицетворяет строительный код.
Иначе у человека. Он творит, отбирая идеи, которые считает подходящими, объединяет их, готовя их к реальному воплощению, тем самым одновременно расшифровывает шаг за шагом и коды строительства, оставленные его предшественниками.
Я думаю, что архитектурная бионика не должна поддаваться желанию расшифровать "раз и навсегда" код архитектуры и строительства, используя природное чутье и парадоксы.
Если архитектурная бионика должна сделать инстинктивным создание замысла и процесс планирования, тогда мы должны были бы причислить строительство
© Soleri Раою (USA).
Вероятно, мои опасения напрасны. С другой стороны, они могут ориентировать на фундаментальный вопрос о природе человеческой эволюции и природе архитектуры. Мое суждение с этой точки зрения сводится к следующему: после "родовых мук" первые результаты неотермитного проектирования будут грубыми, потому что потребуется время (надеемся, не столь долгое, как эволюция) на сооружение новых конструкций. Они будут превосходить по мастерству исполнения, временные, экстравагантные, неприжившиеся экспериментальные конструкции и сооружения.
На ранней стадии архитектурной бионики степень-произвольности, размаха не будет ограждена традицией. Она останется процессом поисков нового "продукта", новой архитектуры. Подобное положение подтверждается появлением новой музыки, создаваемой электронными звуками. Мы изобрели новую технологию создания звука, но нам не хватает творческого подхода в разработке строительной технологии. Тогда бы мы увидели города, растущие подобно организмам в своей физической среде (рис. 52). Это предполагает наличие переходного порога, зависящего от размера (масштаба, числа), назначения архитектурных объектов, а также возможных форм бионического планирования и проектирования. Фактор органичности, который может включать бионическая архитектура при таком подходе, можно проиллюстрировать на примере биологической аналогии. При проектировании, например, жилища следует предостеречь от выборочного метода. Биология указывает нам, что планировать, например, создание руки (пальца или глаза) бессмысленно. Планирование должно включать весь организм, а для этого необходимо изучить его онтологию. Орга-нобионическая рука предполагает организм. По аналогии и дом предполагает обиталище — жилую среду (поскольку человек — это социально-культурное животное) : деревню, город, столицу. Сотни органических, бионических домов (рук) находятся в состоянии противоречия.
Полноценное функционирование или вообще жизнь целого организма зачеркивается, например, при угасании жизни в каком-либо органе или отделении его от организма. Мы знаем, что организм, в конечном счете,— это очень искусно реорганизованная физическая материя. В нашем случае можно сказать, что это "дома", искусно реорганизованные, объединенные между собой и с другими строениями, образующие жилую среду.
Одна восхитительная черта термитных гнезд — это большой порядок, который они обеспечивают при минимальной доле беспорядка. Термиты — отличные трудолюбивые работники, минимально загрязняющие свое окружение. В этом отношении у человека значительно менее эффективные результаты. Например, при строительстве жилища мы всегда создаем вокруг большой беспорядок. Каждое строительство у нас окружено мусорными свалками, заброшенными пустырями и т.п. Кроме того, производство оборудования и материалов, необходимых для строительства, также вносит огромный беспорядок: это карьеры, шахты, котлованы, я мы, сбросы отходов и породы.
В этих условиях становится обязательной умеренность, бережливость: необходимо обеспечить максимум порядка, на который мы способны, при минимальном уровне беспорядка, который неизбежен. Превращение физической реальности в реальность архитектуры — это ключ к бережливости, и в архитектурном творчестве соотношение порядка и беспорядка экспоненциально возрастает в пользу порядка.
Было бы печально, если бы при развитии технологии во все более небиологическом направлении архитектор в своем стремлении к органичности оставался бы
созерцателем и был бы буквально втянут в биолого-фикацию конструкций. Представляется в этом смысле удачной наша попытка интерпретировать природные конструкции в проектах мостов (рис, 53) .
Мои соображения основаны на метаморфозе творческого процесса, развивающегося во времени, а так как это развитие строго регулируется определенными преобразовательными "методами", то мне кажется сейчас уместно определить, что такое технология и каково ее влияние на архитектурное творчество, а также каково соотношение строительной технологии человека и технологии живых организмов.
Это не праздный вопрос, поскольку существуют различные точки зрения на технологию. Мы ее рассмотрим в основном с точки зрения биотехнологии.
1. Биологический организм живет и действует благо
даря биотехнологии, которая не только безмерно изоб
ретательнее, но и предваряет более молодую техноло
гию труда человека. Отличной иллюстрацией может
послужить "мини-двигатель", при помощи которого
вращаются реснички некоторых микроорганизмов.
2. Наука установила, что миллионы лет назад до
появления человека-животного биологические методы,
направленные на освоение среды (технология), были
выработаны насекомыми и другими организмами,
например, использование веточек, палочек и т.п. пти
цами и млекопитающими.
И действительно, было бы лучше с точки зрения эпистемологии, если бы мы приняли биотехнологию, присущую всем организмам. Однако установим более связную, гармоничную хронологию развития техноло-
гии, понимая ее как процесс становления, созидания:
технология космоса, которую классическая физика пыталась расшифровать;
микротехнология субволновых частиц, в которой современная физика пока еще не чувствует себя уверенной;
микротехнология "осязаемой" (материальной) реальности, которой управляют законы термодинамики;
технология живой материи, биотехнология плоти, желательный максимум для нашего времени в отражательной технологии, т.е. технологии мышления;
технология, изобретаемая человеческим разумом для того, чтобы поддерживать наше существование.
|
.
страницы: |