|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ И ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ АРХИТЕКТУРНО-ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ |
||||||||||||||||||
Ситуация через тысячелетие нас не интересует, Эйкуменополис же обладает теми элементами, рассмотрение которых необходимо в любой программе, рассчитанной на перспективу. Но решение проблемы человеческой агломерации посредством существующих высотных конструкций представляет ту же нелепость, что и посредством одноэтажных зданий. Это подтверждают проекты "Пространственного города" Фридмана, "Плавающего города" Меймона, "Города будущего" Джонса, "Мотопии" Желлико, как замечательные примеры фантастических урбанистических исследований, в которых достигнуты необыкновенные качества послекорбюзианских суперструктур, формирующих современную среду. Эти достижения, веро- ятно, можно будет прининить при создании эурополиса, надежда же на их применение в эйкуменополисе иллюзорна. Проект Райта "Усония", дополненный проектом "тысячеметрового небоскреба", представляет собой интересное решение. Общее представление основано на доминировании классических средств гравитации и минимальной корректировке классических средств коммуникаций. Но такое обременение архитектуры технически непреодолимыми вопросами делает ее проблематичной. Основу взаимосвязи между конструкциями и гравитацией в настоящее время составляет материал, в будущем ее составит энергия. Мечта Икара стала реальностью. Говорить сегодня о квартирах на летающих платформах значит практически предаваться фантазии. Тем не менее теоретически такая проблема уже решена. Поэтому интересно поразмышлять о последствиях воплощения в будущем этого достижения человеческого разума. Это такая же утопия, каковой можно считать надежду на решение средствами классической архитектуры проблемы устройства 100 тыс. жителей на одном квадратном километре в течение века. Главный тезис состоит в том, что однажды уничтожили поля, чтобы возвести города. Вскоре мы должны будем уничтожать города, чтобы восстановить поля. Перед нами две утопии: земной поверхности, покрытой гигантскими конструкциями, и летающих объемов. От второй утопии надо сразу отказаться. Это заключение логично в рамках научных и технических достижений, которые еще не имеют прямых связей с архитектурой и жилищным строительством, хотя мы находимся на пороге их синтеза. Предлагаемый проект домобиля был сделан на основании этих размышлений. Сегодня эта проблема стала своего рода катализатором, направляющим наши исследования. Формирование дома-механизма достигло реального успеха в возможном существовании Эйку-менополиса. Нынешняя его полезность в многосерийном производстве соответствует его перспективной полезности. Практическая выгода от производства домов-механизмов сегодня минимальна, точно так же, как 100 лет назад экспериментальные работы по проектированию автомобиля или самолета несли в себе минимум полезности. Когда в начале этого века математик Минковский дал пространству, дополненному временем, название "мира" и заявил, что элементом порядка всякой реальной вещи является не место и момент, а случай, вековые геометрические аксиомы, высказанные Эвклидом, превратились в дидактические элементы для подхода к постижению мира. Когда ненамного позже Гиббс установил случайность как главную основу физики, узкоограниченная вселенная Ньютона осталась только как историческая ценность. Точно так же, по крайней мере в философском смысле, основные точки опоры классической архитектуры потеряли почву под своими ногами. И когда Виннер недавно, суммируя результаты двух промышленных революций, установил свой кибернетический тезис "гуманное использование человеческих возможностей", пытаясь объяснить, почему ряд областей, которые всегда считались сферой человеческой деятельности, стали потенциальной сферой деятельности механизмов, в этот момент машина достигла значения присутствия. Присутствия не как средства, а как жизненной пользы, адекватной, как нам кажется, взаимосвязи греческого гражданина и раба. Точно так же, по крайней мере в теоретическом смысле, основная система строительной концепции классической архи- тектуры потеряла свое право на существование. Присутствие машины в мире случайности четырехмерных явлений — вот аксиома новой точки опоры в архитектуре. Создать современный дом очень просто, но прежде нужно забыть все то, что уже существует и начать старт с двумя истинами: человек и механизм. Человек — это существо, стремящееся к жизненным радостям. Механизм — это средство, которое служит человеку для достижения этой цели. От бесконечности вселенной человек прятал свой страх и свою физиологическую беспомощность внутри сводчатой поверхности микрокосмоса в виде пещеры, хижины, тента, дома. Эта историческая тождественность решения проблемы поразительна, даже если существует формальная разница между индивидуальными вариантами или внутри них. В своих мечтах человек мастерил приспособления, летающие без использования человеческих мышц. И пока работа интеллекта приводила к появлению бесконечного ряда механизмов, сделанных для удовлетворения потребностей человека, его дом оставался предоставленным его телу. Творчество выражалось здесь в форме художественного овладения материалом архитектуры и в ней живописи и скульптуры. Механизм помогает человеку только в создании средств для сооружения и оборудования его дома. Механизм за его независимое существование презирают. Его презирают, хотя в виде автомобиля, корабля, подводной лодки, самолета, ракеты он живет рядом с человеком и стал ему абсолютно необходимым. Поскольку этот продукт разума заполнил таким образом наше существование, сопротивление дому-механизму кажется бессмысленным. Современный дом обременен множеством несоответствий, с которыми мы так часто соприкасаемся, что даже и не замечаем их. Статическая инертность материала, скудость холодных пространств, надоедливая монотонность, потенциальная необходимость приспособления жизненной изменчивости к данному пространству, исключительная ограниченность внутреннего и внешнего пространства, пассивность по отношению к климатическим условиям, безразличие к человеческому настроению, — это характерные черты (с отрицательными свойствами) нашего современного дома, ставшего классическим в своем роде. И эти негативные свойства не результат хорошего или плохого качества конструкции, творческого или нетворческого решения, воображения или слабости автора, способности или неспособности потребителя, а следствие бытующей современной концепции дома. Современный же механизм, который должен входить как помощник в каждую деталь человеческой жизни, был решительно изгнан из жилища. Вместо того чтобы механизму стать домом, он деградировал до вспомогательных механических • приспособлений в сооружении самого дома. В автомобиле-механизме мы едем. На корабле-механизме мы плывем. На подводной лодке-механизме мы погружаемся. На самолете-механизме мы летим. На ракете-механизме мы поднимаемся в космос. В механизированном доме мы живем. И все это делает жизнь бесчеловечной. Сила человеческого интеллекта, которая гуманизирует все машины, также сделает гуманным и дом-механизм. И эта сила, которая превратила механизм в средство, служащее человеку, здесь также найдет свое полное выражение. Но не только как физиологический фактор. После того как будет осуществлена задача физиологического удовлетворения человека, дом-механизм превзойдет свою первичную функцию и обеспечит психологическое удовлетворение. Точно так же, как автомобиль, средст- элементы дома-механизма управляются соответствующей системой приспособлений, двигателей, транспортеров, которые монтируют дом. Образование дома-механизма подчинено функции, а функцией является человек, который желает приспособить пространство к своим психическим и физическим потребностям, который удовлетворяет свою любознательность посредством новых ощущений, который мечтает, который выражает богатство своих чувств созданием неповторимых творений. Эти человеческие желания являются элементами функции дома-механизма. Силовой двигатель дома-механизма находится в центре объекта. Санитарно-гигиенические пространства и кухня образуют центральное ядро утилитарной сердцевины. Они соединены кабиной управления, где размещено оборудование дома-механизма. Таким образом, может быть, полностью обеспечивается физиологическая функция жизни. Все остальное предоставлено психической функции человеческой жизни, тому ряду изменений, которых требует человеческая фантазия, а дом-механизм может способствовать ее осуществлению. Эти возможности обеспечивают следующие архитектурные элементы дома: плоскости покрытия, сделанные в виде 14 веерообразных "лепестков" по аналогии с лепестками цветка ламеллы (рис. 49, 50). |
. страницы: | |||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |