|
2. «Неорусский стиль»
Возникновение в начале ХХ Федоровского городка стало определенной данью
«неорусскому стилю», сформировавшемуся в ходе национально-романтических
исканий послеклассического периода.
Утверждение нового «русского стиля», способного продолжить традиции допетровского
зодчества, оказалось одним из значительных явлений отечественной архитектуры
Х1Х – начала ХХ столетия. Это национально-романтическое направление прошло
в своем развитии несколько этапов, каждый из которых характеризовался
собственным подходом к решению проблемы *. Но общей чертой всегда оставалась
зависимость от исторических прототипов, по образцу которых создавались
новые произведения архитектуры (15, с.33).
Весьма широкое распространение « русский стиль» получил в архитектуре
последней трети Х1Х века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться
некоторыми особенностями, свойственными направлению в целом. К их числу
следует прежде всего отнести пристрастие к обильной и дробной декорации,
воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества ХV1 и ХV11
веков. Но вместе с тем разрабатывались приемы организации пространства
на основе использования принципа свободной планировки , прототип которой
был найден также в историческом прошлом – в “палатных” и “хоромных “ композициях
древнерусских мастеров.
На рубеже Х1Х и ХХ веков в развитии национально-романтического направления
произошли существенные изменения, в определенной степени ________________________________________________________________
*Подробнее об этапах развития национально-романтического направления см.:
Лисовский В.Г.
Национальные традиции в русской архитектуре Х1Х – начала ХХ века. Л.:
Знание,1988.
отвечавшие переходу от эклектики к модерну, суть их заключается в отказе
от культа детали и обращение к обобщенной, монументализированной трактовке
архитектурных форм, что должно было теперь являться главным источником
их художественной выразительности. Соответственно изменился круг исторических
прототипов – на смену увлечению декоративными приемами московского узорочья
или ярославской школы древнерусского зодчества пришел боле глубокий интерес
к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Новгорода и Пскова, русского
Севера.
Героика Эпоса, былинная широта, сказочная одухотворенность становились
для сторонников национального романтизма новыми эстетическими критериями.
В творчестве архитекторов это преломлялось через специфическое построение
формы в целом, что способствовало возникновению зрительных ассоциаций
с зодчеством прошлых эпох, иногда весьма отдаленных. При этом сознательное
преувеличение, акцентовка, даже гротеск оказывались часто приемами, совершенно
необходимыми автору, утверждавшему новое творческое кредо. В общем ходе
эволюции направления, усилилось значение проектных фантазий, придать которым
полемический запал было несравненно легче, чем реально осуществляемым
постройкам.
Разработка композиционных приемов, отвечавших охарактеризованным изменениям,
была тесно связана с творчеством мастеров изобразительного искусства –
В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Я. Билибина и других. Безусловно, под
влиянием живописцев – с их стремлением к усилению образного, эмоционального
начала сооружений – шли в том же направлении и поиски архитекторов.
Новая модификация национального стиля стала называться «неорусским стилем».
С одной стороны новый композиционный язык может считаться развитием этой
системы, которая сформировалась в ходе предшествовавших исканий. С другой
стороны не подлежит сомнению родство «неорусского стиля» с модерном. Оно
обуславливалось не только сходством пространственных концепций, но и близостью
некоторых формально-композиционных приемов – таких, как динамичный сдвиг
объемов, неуравновешенность масс или контрастное противопоставление цвета
и фактуры материалов.
Однако несомненны и различия в эстетическом идеале и творческом методе
обоих направлений. От типичного общеевропейского модерна «неорусский стиль»
отличают две важные особенности : в практике это относительная прямолинейность
ассоциативных связей с древним национальным зодчеством (что и обеспечивает
визуальную узнаваемость произведений «неорусского стиля»), а в теории
сознательная установка на использование определенных композиционных закономерностей,
имеющих традиционный характер (15,с.34).
«Неорусский стиль» вплоть до Октябрьской революции продолжал сохранять
за собой роль активного архитектурного направления, несмотря на то, что
в это время господствующим течением стал неоклассицизм (16,с.31).
3.Федоровский Государев Собор.
Началом формирования городка можно считать конец 1908 года, когда Император
Николай II лично указал место для постройки постоянного храма, и начало
1909 года, когда был сооружен временный храм для чинов Собственного пехотного
полка и Собственного Конвоя.
Казачество со времен Павла I слало телохранителей в состав Собственного
Его Величества Конвоя (34).
В 1861 году 1 и 2 лейб-гвардии Кубанские казачьи сотни и 3и 4 Терские
казачьи сотни были окончательно объединены в особое воинское формирование-
«Собственный Его Императорского Величества конвой» (4,с.1). Конвой – специальный
конный отряд, призванный эскортировать и охранять передвижения государя
и его семьи по России и вне Ея. Состав Конвоя формировался из отборных
казаков. Их казармы находились в Петербурге, но сотни Конвоя попеременно
находились в командировке там, где находился Император (13,с.50).
В 1881 году, после убийства террористами Императора Александра II – Царя
Освободителя, по приказу Александра III, был создан лейб-гвардии Сводный
Его Императорского Величества пехотный полк (Сводный гвардейский батальон).
Здесь, понятие «Сводный» включало в себя идею представительства по поощрению
от гвардейских и армейских частей Империи (4,с.1). Кадры Сводного полка
отбирались из всех частей по рослости, красоте и личной преданности. Полк
не имел постоянного места пребывания, и неизменно сопровождал императорскую
семью для ее охраны (2,с.50).
В 1895-96 гг. в районе Египетских ворот на Кузьминской улице Царского
Села (сейчас Академический проспект) для Сводного полка построили деревянные
казармы, внешний облик которых мало отличался от обычных построек казарменного
типа ХIХ в. и был маловыразительным. Тут же отвели место и для размещения
части Конвоя (13,с.50), (21).
В середине 1900-х гг. основной императорской резиденцией стало Царское
Село. Родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного
полка (13,с.50).
|
.
страницы: |