|
Уже в ходе работ отдельные части проекта значительно корректировались,
причем вносимые изменения порой были весьма существенными. Так, например,
уже после начала строительных работ возникла идея устроить в трапезной
домовую церковь, освященную впоследствии во имя Св.Сергия Радонежского.
Из докладов архитектора Кричинского о ходе работ по постройке домов при
Федоровском соборе становится известно, что земляные работы на всей территории
были начаты 16 апреля 1914 года. В первую очередь были вырыты рвы под
фундаменты и произведена их забутовка для дома священников. Тогда же,
то есть в апреле 1914 года, начались отделочные работы в доме служителей,
возведенной вчерне в 1913 году. Дома для священников, причетчиков и некоторые
другие постройки вчерне были закончены уже летом 1914 года. В приказе
по Управлению дворцового коменданта Царского Села от 13 сентября 1914
года было сказано о том, что с высочайшего их Императорских Величеств
соизволения на время войны при Федоровском Государевом Соборе открыт лазарет
для раненых. Комендантом лазарета был назначен Н.Н.Ломан. Но еще в июле
1914 года, то есть до официального учреждения лазарета, Комитет по постройке
домов обратился с проводкой водопровода и электрического освещения «во
вновь построенное здание при соборе в виду представления его для использования
раненых воинов». Вероятно, к середине сентября эти работы были уже выполнены.
Впоследствии над лазаретом, разместившемся в домах при Федоровском Соборе,
взяли шефство великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна.
Почти все служебные постройки, в том числе бани и прачечная, использовались
совместно служителями Федоровского собора и персоналом госпиталя. К сентябрю
1915 года закончено строительство Трапезной палаты, отделка интерьеров
которой продолжалась до 1917 года. Все росписи в Трапезной палате исполнил
художник Г.П.Пашков. Здание бани и прачечной, также выстроенное в 1915
году, тогда же было надстроено третьим этажом под водолечебницу. Работы
в домах для притча и служителей при Федоровском соборе продолжались и
после Февральской революции. Временно исполнявшим должность смотрителя
тогда был назначен сюда А.Г.Курбатов. О том, что часть домов была передана
лазарету только временно, свидетельствует, например, тот факт, что в доме
священников, занятом под офицерский лазарет, в 1915-1917 годах продолжались
живописные работы. Росписи имели исключительно церковный характер. Согласно
письма С.С.Кричинского от 22 июля 1918 года в Комиссариат имуществ республики
с подтверждением Д.Н.Ломана, отделочные работы в домах велись до июля
1918 года. После Октябрьской революции о возвращении домов церкви уже
и не помышляли (20).
Подробно о домах при Федоровском соборе написано в статье С.С.Кричинского
(14).
Как отмечалось выше, здание Трапезной палаты было заложено весной 1914
года, строительство закончилось к сентябрю 1915 года, отделочные работы
велись до 1917 года.
Трапезная представляет частью двух-, частью трехэтажное здание на подвале;
вследствие природного уклона местности, подвал отчасти переходит в полуподвал.
Трапезная обращена главным фасадом к собору, торцевым фасадом (на котором
находится главная наружная лестница) – к Александровскому дворцу, а перед
одним из ее дворовых фасадов разбит сад. Все здание стоит на цоколе из
серого финляндского гранита; из этого же камня сделаны ступени всех наружных
лестниц и крылец. Фасады трапезной (главные – целиком, а садовый – лишь
отчасти) облицованы белым старицким камнем, доставлявшемся из Тверской
губернии, где близь ст.Старицы были организованы собственные ломки. Выступающая
часть главного фасада, отвечающая парадным помещениям здания, спроектирована
в типе Московской Грановитой палаты. Дворовые фасады оштукатурен известью,
и лишь отдельные части, как обработка окон и дверей, сделаны из того же
старицкого камня. Украшения, встречающиеся на дворовых фасадах, частью
вырублены из камня, частью лепной работы. Все здание покрыто поливною
зеленою черепицей кремлевского типа.
По внутреннему распределению помещению, трапезная может быть разбита на
следующие четыре части.
Парадная часть заключает в себе: зал, домовую церковь, гостиную палату
и библиотеку с прилегающими к ним проходными помещениями, вестибюль, ходовыми
галереями и лестницами. Лестниц в этой части здания четыре: наружная гранитная
лестница, шириною 1.08 сажень, ведущая с улицы прямо во второй этаж, и
три внутренних: одна парадная, ведущая из вестибюля 1-го этажа во 2-ой
этаж, другая, обслуживающая все три этажа ( в третьим этаже расположена
библиотека), и, наконец, третья, ведущая со двора в церковь. Кроме лестниц
для сообщения 1-го этажа со 2-м устроен лифт.
Вторую часть здания представляет квартира ктитора собора. Квартира эта
находится частью в 1-м, частью во 2-м этажах, соединенных внутренними
лестницами: парадною и служебною; имея отдельное парадное крыльцо, квартира
эта непосредственно соединяется, как с парадными помещениями, так и с
третьей частью здания – канцелярией собора. Наконец, последняя часть здания
– подвал, заключает в себе главную кухню со служебными при ней помещениями,
котельную, калорифер и различные кладовые.
Перекрытия этажей сделаны по железным балкам. Подвал перекрыт бетонными
сводами, также как и помещение, находящееся под церковью и залом, а в
остальных помещениях между балками заведен ( ), и устроена сухая смазка.
Церковь перекрыта железобетонным сводом, опирающимся частью на кирпичные,
частью на железобетонные стены. Отопление применено водяное с разводкой
по чердаку, вентиляция как приточная, так и вытяжная с нагреванием вводимого
воздуха в калорифере, находящемся в подвале и получающем воздух из сада.
Водогрейный горизонтальный котел служит лишь для нагревания батарей отопления,
а горячая вода, проведенная по всему зданию, доставляется отдельным вертикальным
водогрейным котлом.
Главный зал трапезной перекрыт сомкнутым сводом с распалубками. Трапезная
палата двусветная, нижний ряд окон застеклен зеркальными стеклами в железных
золоченых переплетах; в верхних малых окнах переплеты деревянные, окрашенные
мастичною краскою. В трапезную выходит из библиотеки окно с деревянным
пропильным переплетом.
Весь свод покрыт орнаментальною росписью, исполненной художником Пашковым,
а стены окрашены в один тон (14).
Материалами к росписи палат послужили сохранившиеся росписи Теремных Палат
бояр Романовых в Москве, росписи церквей Ярославля, Ростова, Углича, Романово-Борисоглебского,
Феропонтова монастырей и т.д. (20,с.14).
Полы зала сделаны из щитового паркета рисунка «прямая корзина» с квадратами
по 8 вершков. Из зала дверь ведет в церковь, перекрытую сомкнутым сводом.
Алтарь церкви (полукруг в плане) перекрыт полукругом. Иконостас деревянный,
пропильный, с медянными прокладками в прорезях. Пол церкви из массивного
паркета по асфальту, в елку. Переплеты застеклены цветными стеклами. Свод
церкви покрыт росписью, а свод и стены алтаря вызолочены. В стене трапезной
палаты расположенной против церкви, находится большая арка, соединяющая
зал с комнатою, а в средней капитальной стене – дверь, ведущая в гостиную,
выходящую другою дверью на лестницу, которая ведет в 1-й и 3-й этажи (14).
«В соответствии с общей идеей постройки, возглавляющий Трапезную храм
создается в честь и славу великого носителя русского духа и стоятеля за
Землю Русскую, Преподобного Сергея Радонежского.
|
.
страницы: |