|
Так как Максимов был одним из двух помощников Щусева при восстановлении
церкви Василия в Овруче, построенной в домонгольский период (13,с.48-49).
Есть некоторая доля уверенности для предположения, что В. А. Покровскому
уже на стадии проектирования Федоровского собора помогал Максимов: правка
машинописной пояснительной записки к проекту напоминает весьма характерный
почерк Максимова. Свидетельство на право производить постройки выдано,
Академией Художеств Максимову 3 августа 1910 года и в тот же день подшито
в дело строительства полкового Храма (13,с.50-51).
Государь Николай II с Государыней Александрой Федоровной, предоставив
основные средства для постройки собора (150 000 рублей), не ограничили
свое внимание одной материальной поддержкой. Все время строительства они
благосклонно и с интересом следили за стройкой, а важнейшие моменты не
оставляли без личного присутствия.
Так, 26 февраля 1910 г. на новый Храм поднимали кресты (ст.ст.), а 4 марта
(ст.ст.) – колокола, и в обоих случаях Их Императорские Величества присутствовали,
оставаясь до конца работ.
На фот.3 Государь Император и Государыня Императрица на строительстве
Федоровского Государева Собора. За Государем стоит В. А. Покровский, опустив
руки в карманы.
Между В. А. Покровским и Д. Н. Ломаном установились неблагоприятные отношения,
в результате между ними возник целый ряд конфликтов. Об этом свидетельствует
несколько архивных документов и в частности обвинения и жалобы Ломана
и Покровского. Так, например, когда 26.11.1912 г. на «торжестве поднятия
крестов», Императрица Александра Федоровна чуть не упала , Ломан обвинял
Покровского в недосмотре при изготовлении деревянного помоста, который
обрушился в присутствии «высочайших особ» (21). (Скорее всего в справке
Медерского допущена ошибка в дате «торжества поднятия крестов», следует
читать 26.02.1910г.)
Сохранился доклад Ломана Николаю II “недопустимом неумении Покровского
держать себя», так как он держал руки в кармане при докладе Государю.
Имели место и расхождения Ломана и Покровского по принципиальным, художественным
вопросам. «У Покровского знание церковности совершенно отсутствует» писал
Ломан. «Необходимо спасти других людей от обращения к Покровскому, как
церковному строителю», Ломана даже возмущало «устройство в Храме Божием
отхожего места, труба которого, зловеще торчит на крыше…Являясь укором
нашей совести» (21).
Действительно, в Храме был туалет, но не надо забывать, что Храм стал
«домашней церковью» всей Императорской семьи, в которой были дети. Надо
отметить, что туалет и сейчас существует в Храме.
Обширный фундамент, заложенный еще Померанцевым, дал возможность при сокращении
размеров Храма, по чертежу Покровского, устроить ряд второстепенных низких
помещений для папертей, часовен, входов, ризницы и др.
Расположенный на самом высоком месте, собор главенствует над всеми постройками
городка. Стены его отражаются в глади пруда, придавая всей панораме особую
прелесть. Собор монументален и массивен. Основной четырехстолпный кубичный
его объем (одноглавый) крестово-купольной системы строго симметричен.
Несимметрично сделанные пристройки придают собору живописность, преодолевая
некоторую статичность основного объема. Ступенчато расположенные бочонки,
шатрики, главки заставляют переводить взгляд все выше и выше, к украшенному
лепным фризом барабану с узкими окнами, увенчанному массивной золоченой
главой. Однообразные плоскости стен нарушаются слегка выделяющимся лопатками,
легким аркатурным поясом и лепными российскими гербами на царском крыльце.
Торжественная белизна стен хорошо сочетается с великолепными мозаиками
над входами и на алтарной апсиде (41, с.32-33). Красивые решетки на окнах,
двери, окованные медью и железом (Фот.4).
Собор стоял на берегу пруда, на самом высоком месте. Пруд соединялся с
прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах
была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу Талуцких
источников. Хоть собор и был построен на самом высоком месте, помещения
были сырыми.
Собор состоял из двух церквей – верхняя церковь, вместимостью до 1000
человек, с главным престолом во имя Федоровской иконы Божией Матери и
боковым пределом, освященным во имя святителя Алексия митрополита Московского,
всея Руси Чудотворца; нижняя церковь – Пещерный храм с престолом во имя
Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
По первоначальному проекту архитектора В. А. Покровского, Пещерного храма
в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось
для устройства отопления и раздевальни для нижних чинов. Утварь и иконы
временной Серафимовской церкви назначены были к перенесению в верхний
храм. Но было решено перенести ее в целости в Федоровский собор в виде
пещерного храма, с сохранением престола Преподобного Серафима. Пещерным
он назван потому что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный
ранее заложенным фундаментом (13,с.54).
Собор имел несколько входов, размещенных с разных сторон здания и предназначенных
для разных категорий посетителей так, что Высочайшие особы, духовенство,
офицеры, солдаты и частные лица могут проходить отдельно, прямо в те места
в храме, которые для них предназначены.
Парадный западный вход был декорирован большим мозаичным панно с изображением
Федоровской Божией Матери и многих Святых в многоцветных одеяниях. Над
этим входом возвышалась небольшая звонница с тремя арками и колоколами.
В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами закладки и освящения
храма. В храм вела лестница красного гранита. Этим входом пользовались
в редких случаях во время больших праздников.
С южной стороны здания находились два входа.
С южной стороны был вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде
трехступенчатых арок и украшенный мозаичным изображением Георгия Победоносца
на коне.
С этой же, южной стороны имелся отдельный вход для Августейшей семьи в
подвальный этаж, в Пещерный храм. Вход был украшен мозаичным панно с изображением
Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Всего для Августейшей семьи было предусмотрено два входа: один с южной
стороны (описанный выше), другой, ведущий в верхний храм – в юго-восточном
углу здания, оформленный в виде каменного крыльца с шатровым синим верхом,
завершенным золоченым орлом, который как бы отдыхает на скипетре (точная
копия орла в Патриаршей палате Кремлевского дворца). Над входом – иконы
Святого Благоверного князя Александра Невского, Марии Магдалины, Святой
Царицы Александры. Внутренняя лестница этого входа ведет в небольшую прихожую,
откуда можно пройти прямо на ту часть соми, которая предназначалась для
Высочайших Богомольцев : правая часть соми у правого столпа при алтаре.
От прихожей была отделена молельня Царицы Федоровского собора. Специальная
лестница соединяла молельню императрицы при алтаре Федоровского собора
с молельней при Пещерном храме.
|
.
страницы: |