|
Стены алтаря сплошь обтянуты светло-золотистой парчей без рисунка. По
золоту алтарной стены ярко выделялся престол с художественно оформленной
дарохранительницей, семисвечником, крестом древнего вида и запрестольными
иконами.
Торжественную красоту алтаря дополнял стройный полукруг небольших икон
- рядниц в слабо вызолоченных окладах, поставленных на выступ восточной
стены алтаря. В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного
яруса местных подлинно древних икон, дополненных рядом образов, обращенных
к иконе Господа Вседержателя в молитвенном положении.
Особенно сильное впечатление производили древние иконы, украшенные «басмой»,
т.е. изящными слабо вызолоченными листами тонкого серебра с оттиснутыми
на них рисунками, которые покрывали поля на иконах и, озаряемые огнями
мерцающих лампад, давали мягкий отблеск на лики образов. Эти иконы более
всего придавали благолепие храму и питали молитвенное чувство богомольца.
Высокими достоинствами отличались древние иконы в иконостасе Господа Вседержателя
и Тихвинской иконы Божией Матери старых московских писем, святителя Николая
Чудотворца ХVI в. с приписанным житием, исполненным вновь по древним новгородским
подлинникам иконописцем Н.С.Емельяновым; икона Благовещания «устюжского
северного письма», выполненная Строгоновскими мастерами в Устюге, а также
образ Святой Троицы ХVII в. и редкая Федоровская икона Божией Матери.
Иконы были украшены драгоценными камнями, жемчугом, на многих из них имелись
венцы (нимбы).
Особую красоту храму придавал восстановленный в Пещерной церкви обычай
украшать иконы драгоценными пеленами, шитым шелком, золотом, «изнизанными»
жемчугом. Они специально приобретались в древних русских городах, в семьях,
сохранивших эти старинные украшения от предков.
Много вкуса и понимания уделили строители распределению лампад, подсвечников,
паникадил и других источников света. По северной и южной стенам были подвешены
ряды лампад, средняя из них (большая по размеру) подчеркивала середину
полукруга. Ближе к стене располагался второй ряд лампад. Разнообразной
формы подсвечники со свечами из желтого небеленого воска сочетались с
окраской стен, платов, икон.
Обилие лампад и восковых желтых свечей, возжигаемых в Пещерном храме,
вполне согласно с преданиями о любви Преподобного Серафима Саровского
к лампадам и свечам, которые в великом множестве всегда горели и мели
у него особое значение. Он сам это объяснял так: «Меня многие люди просят
помолиться о них и приносят свеч и елей. Когда я читаю свое правило, то
и поминаю их сначала единожды, а т.к. их много и я не могу повторить их
всем на каждом месте правила, где следует, то я и ставлю эти свечи за
них в жертву Богу, по одной свече, а большие – за несколько человек и
говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег
Тебе ад, убогие сии свечи и кадила».
В этом храме напоминали о Серафиме Саровском: ковчег с частицами мощей
Серафима Саровского, множество икон.
Очень искусно была выполнена мебель, которую делали для верхнего и нижнего
храмов резчики по дереву Троице-Сергиевского посада.
На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло,
показывающее Царское место. Рядом располагалась комната Их Величеств,
она примыкала к южной части храма, представляла из себя продолговатую
комнату, являясь как бы продолжением соми. Комната была украшена иконами,
шитыми пеленами и крестами; из нее прекрасно виден алтарь и здесь можно
было уединившись, не будучи никому видимым, присутствовать на богослужении.
Из царской комнаты одна дверь ведет на особый Царский выход из Пещерного
храма, а другая, рядом, - в небольшой коридор, который загибаясь приводит
в дьяконнк, а от сюда в самый алтарь. В этом коридоре в центре изгиба,
ведущего в дьяконик, находилась молельня Императрицы. Как писалось выше,
эта молельня сообщалась лестницей с молельней Императрицы при Федоровском
соборе (34,с.33-72).
Формы, которые Максимов придал интерьеру Пещерного храма, очень понравились
царской чете, и Николай II писал в последствии в письме к Александре Федоровне:
«наша уютная пещерная церковь» (13,с.54).
Во время пребывания семьи Императора в Царском Селе Федоровский Собор
являлся приходом семьи, посещавшей храм в праздничные и воскресные дни,
Пещерный же храм принимал Августейших богомольцев в дни говения.
Эти дни говения хорошо запомнились Августейшей семье. Так, Великая княжна
Мария Николаевна в письме от Тобольска 17 февраля 1918 г.(ст.ст.) писала:
«Вспоминаем с грустью Федоровский Собор. Помните, как все мы говели в
нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то
чудесное настроение …» (30,с.251).
Для служителей собора по эскизам В.М.Васнецова было изготовлено специальное
одеяние, похожее на стрелецкий кафтан (Фот. 11 и Фот. 12). В.М.Васнецов
также создал эскизы для певчих собора и эскизы облачений клира.
Максимов подписал сдаточную (техническую) опись церкви при передаче ее
в ведомство дворцового коменданта 5 марта 1913 г. Однако в бумагах, прямо
говорящих об авторстве Федоровского храма, имя Максимова не упоминается,
считался автором тот, кто подписал проект (13,с.54-55).
По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос
о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского.
По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена
по образцам церкви Иоанна Предтечи на «Толчках» в Ярославле и Храма Воскресения
в Ростовском Кремле. Учрежден специальный комитет, под председательством
К.Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д.Н.Ломана, представителей
дворцового управления гр.Бобринского (археолога), академика архитектуры
Покровского В.А. и др. В связи с этим члены комитета выезжали в Ярославль
и Ростов (21). Царю был представлен в Александровском дворце обширный
изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий
живописи и т.п. Все представленные материалы были одобрены. Роспись Пещерного
храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым
при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи
Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914
году войны эти работы пришлось остановить.
По свидетельству Ю.Д.Ломана, сына Д.Н.Ломана, росписи верхнего храма собора
были выполнены на 4-х столпах на высоту человеческого роста (17).
В газете «Царское дело» (СПб, 7 марта 1914 г. (ст.ст.), № 10) сообщается,
что собору присваивается звание «Федоровский Государев Собор» (без указания
точной даты). В выпуске «Федоровский Государев Собор» за август 1996 г.
приводится дата 26 января 1914 г., в справке Медерского говорится, что
звание присвоено в 1913 году.
Полная стоимость собора 1 млн.150 тыс. руб., строился он на добровольные
пожертвования купечества и промышленников, вклад Императорской семьи 150
тыс. руб. (21).
Построенное здание Федоровского собора в натуре соответствовало проекту
В.А.Покровского, чертежи которого дают ясное представление о замысле зодчего
(4).
|
.
страницы: |