|
…все мы… мечтали о великом счастии, чтобы В.В. благославили получить из
обители Св.Сергия частицу его мощей для хранения сей великой святыни в
особом ковкоче в новом храме с каковою просьбою и обращаемся к вам». 18.11.1916
г. Письмо Ломана в связи с окончанием оборудования церкви при Трапезной
Митрополиту Макарию. 12 декабря 1916 г. часть мощей Сергия Радонежского
из Троице-Сергиевой Лавры передана в храм Преподобного Сергея в Трапезной
(20,с.20).
Вестибюль первого этажа окружен ходовою галереею; пол его выстлан кованными
плитами ревельских ломок, так же как и пол галереи. Все своды парадных
помещений и лестниц расписаны, а стены окрашены в один тон. Двери частью
дубовые. Комнаты квартиры ктитора частью перекрыты сводами, частью плоскими
потолками с простыми карнизами. Большая часть сводов расписана. Внутренняя
лестница освещается верхним светом в виде круглого репейчатого окна, заполненного
прессованным стеклом. Стены комнат оклеены обоями, а коридоры перекрыты
цилиндрическими сводами и целиком окрашены мастичною краскою светлых колеров.
Полы из массивного паркета: в первом этаже по асфальту, а во втором –
по обрешетке. Из столовой квартиры ктитора имеется выход на террасу, обращенную
в сад. При квартире ктитора имеется собственный сад, который отгорожен
от остального внутреннего двора кирпичным забором. В главной кухне очаг
расположен посреди помещения, и дым проведен тоннелем под полом. Стены
как этой кухни, так и кухни квартиры ктитора, а также стены ванных комнат
и уборных покрыты белыми глазурованными плитками, а полы выстланы метлахскими
плитками (14).
В Трапезной палате была Палата Царская.
В ней находилось резное деревянное паникадило работы кустарей Симоновых,
санитаров поезда Ее Императорского Величества. За образец взято бронзовое
паникадило Федоровского Государева Собора и приноровлено к исполнению
в дереве (29,с.13).
В здании Трапезной палаты находилось лепное изображение в малых размерах
всего «Русского городка, что при Федоровском Государевом Соборе» (20,с.19).
В здании Трапезной палаты находилось помещение – Большая Трапезная палата,
которая по замыслу строящих должна была перенести духовное единение молящихся
на мирную повседневную жизнь.
Самое присоединение Большой Трапезной палаты к жилым хоромам ктитора собора
(где размещалась еще и Малая Трапезная палата) было сделано с той целью,
чтобы она была полна живых людей, постоянно впитывала в свои стены мечты
русских людей, а не служила бы только местом деловых и торжественных собраний
(29).
Трапезную палату можно увидеть на фот.17 (она справа), а также на фот.2
и фот.20.
Также в здании Трапезной палаты хранилась преподнесенная 14 декабря 1910
года царю бронзовая модель еще строившегося собора, изготовленная в Москве
на фабрике Хлебникова (3,с.33). В помещениях здания хранились собранные
по всей с Руси старинные предметы быта, искусства.
Неотъемлемой частью интерьеров были изразцовые печи. Керамические плиты
для облицовки (также, как и черепица на кровлю) были изготовлены, в основном,
художественно-керамическим производством О.О.Гельдвейна и П.К.Ваулина.
Палата получила не случайно название Трапезной, как бы указывая уже им
самим необходимость вкушения человеком хлеба насущного и плотью, и духом.
Для дома священников (офицерский госпиталь, белокаменная палата), как
уже говорилось выше, земляные работы начались 16 апреля 1914 года, был
вырыт ров под фундамент и произведена его забутовка. Дом для священников
был вчерне закончен уже летом 1914 года. Дом предназначался для настоятеля
и священников Федоровского собора: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские,
ванны, кладовые, веранды и два входа. В связи с начавшейся войной его
приспособили под офицерский лазарет. В виду отсутствия чертежей первоначального
проекта, установить планировку 1 и 2 этажей можно лишь по натуре, тем
более, что здание почти не пострадало от военных действий и подвергалось
незначительным планировочным изменениям (20,с.21). По словам самого С.С.Кричинского
за образцы для дома священников приняты были палаты и терема Троице-Сергиева,
Ростова, Ростовской области и др.
Здание главным фасадом стоит по линии главного фасада Трапезной. Этот
фасад, так же как и фасад перехода, соединяющего оба эти здания, и заключающего
в себя лестницу в церковь и помещение для просфорни, облицованы тем же
старицким камнем, а дворовые фасады их с украшениями из камня, оштукатурены.
Цоколь этих зданий тоже из серого финляндского гранита также как и ступени
крылец. Покрыто здание железом в шашку, плоским фальцем. Лазарет расположен
в двух этажах. Подвальный же этаж – не жилой. Перекрыт подвал бетонными
сводами по железным балкам, а остальные перекрытия – деревянные по железным
балкам. Отопление – обыкновенными печами. В ванных комнатах поставлены
обыкновенные колонки, а в кухню и перевязочную горячая вода проведена
из водогрейного котла, помещающегося во втором этаже. Стены частью оклеены
обоями, частью выбелены или покрыты клеевыми колерами, а в перевязочной
как стены, так и потолок окрашены белою эмалевой краскою. Потолки лестницы
и гостиных комнат расписаны. Полы досчатые, во фриз, окрашены масляною
краскою, в уборных и ванных комнатах полы бетонные, а в перевязочной покрыты
линолеумом (14).
Дом священников можно увидеть на фот.17 (он слева), фот.21 и фот.23.
В южной части внутреннего двора, у кирпичного забора, ограждающего «Ктиторский
сад» , расположено двухэтажное здание , предназначенное для дьяконов собора,
вмещавшее 4 квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа. Здание было заложено
весной 1914 года, к концу 1914 года оно вчерне было построено (21),(20).
По словам С.С.Крического образцы для дома дьяконов были приняты те же,
что и для дома священников. Цоколь его облицован ревельскими плитами;
из таких же ступеней сложены крыльца и лестницы этого здания. Гладкие
стены фасада оштукатурены, а колонны арки, обработка окон и дверей вырублены
из старицкого камня. Полы первого этажа настланы по железным балкам, между
которыми набиты бетонные своды, а во втором этаже между балок заведен
подбор. В ванных комнатах и уборных полы бетонные. Отопление печами. Потолки
большею частью плоские, но в некоторых помещениях имеются цилиндрические
своды. Покрыто здание железом в шашку, с плоским фальцем. Все здания снабжены
водопроводом и присоединены к городской канализации. Освещаются здания
электричеством (14).
Архитектурное решение дома дьяконов, с лоджиями на углу, декоративными
арками с «гирьками» и «дыньками» придавало ему живописные черты, характерные
для древнерусских сооружений. Гладкие стены фасадов были оштукатурены
и окрашены в розовый цвет (21).
Однако в фондах ГГИА находим:
«Снаружи стены предполагается оштукатурить и покрасить разными тонами,
местами в руст и в шашку по типу раскраски ростовских и костромских зданий»
(37).
Однако самим дьяконам здесь жить не пришлось, с началом войны, когда возник
госпиталь для раненых воинов и был организован специальный санитарный
поезд, а также увеличен обслуживающий персонал, то дом для дьяконов был
использован для канцелярии и нужд лазарета, а для дьяконов были сняты
квартиры на Магазейной улице Царского Села (21).
|
.
страницы: |