|
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ - (от лат. Mauritania - древнеримское название
области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros - темный) -
нео-стилъ в европейском искусстве второй половины XIX в. В отличие
от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли
в средневековье) термин "мавританский стиль", во избежание
путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.
Появление мавританского стиля (правильнее - неомавританского связано с движением
национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских
войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского
Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому
открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского
похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского
Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении
интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так
как наряду с "мавританскими" включал элементы сирийского, индийского,
персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны
1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской
Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось
оформлять курительные и кофейные комнаты в "восточном вкусе", ванные
оформлялись под мавританские серали. По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем
дворце е Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в "мавританском
стиле". Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870
г. Многие интерьеры получали название "Альгамбра". Этот смешанный
стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали "стилем
сарацинов" (от лат. saraceni - античное прозвание жителей Аравии). Другое
название - "стиль мореск" (от франц. moresque - мавританский). В
конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в "мавританском
стиле". В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи
в Петербурге между Литейным проспектом и Басковым переулком. Мода на "стиль
морески" сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг. Интересным примером
мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А.
А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве.
Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
МАКАРТА СТИЛЬ, "МАКАРТЙЗМ"
МАКАРТА СТИЛЬ, "МАКАРТЙЗМ" - ироничное название моды на
эклектическое оформление жилого интерьера, распространившейся во второй
половине XIX в. Название связано с именем австрийского живописца исторического
и портретного жанров Ханса Макарта (Н. Makart, 1840-1884). Произведения
Макарта отличают салоннисть, академизм, вычурность, напыщенность. С
1879 г. X. Макарт - профессор исторической живописи венской Академии
художеств. Его картины имели огромный успех, а интерьер ателье, в котором
художнику позировали знаменитости, породил моду на оформление аристократических
гостиных "в стиле художественного ателье" или "стиле
Макарта". Непременными аксессуарами подобных "вещных" интерьеров
считались огромные букеты искусственных цветов ("букеты Макарта"),
пальмы в кадках, тяжелые драпри, плюшевые занавеси, вносившие "элемент
таинственности", чучела животных, помост, "тронное кресло".
С "макартизмом" связывают также моду на поддельные украшения,
мебель в грубом псевдоренессансном, восточном и иных неостилях с обилием
резьбы и позолоты, развешанные по стенам музыкальные инструменты, и
экзотическое оружие
Власов В.Г.
Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
МАНЬЕРИЗМ
МАНЬЕРИЗМ - (итал. manierismo - вычурность, манерничанье) - течение
в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520-1590-х
гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов "Высокого
Возрождения" в Италии. Термин "maniera" стал приобретать
специфическое значение уже к середине XVI в. Венецианские живописцы
употребляли словосочетание "maniera nuova" (итал. "новая
манера") для обозначения стиля работы современных художников в
отличие от старшего поколения, основателей венецианской школы - Дж.
Беллини, Джорджоне и подразумевали под этим определением более свободную,
раскованную манеру исполнения. Джорджьо Вазари, автор "Жизнеописаний
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), использовал
слово "манера" как синоним понятия "стиль". В этом
же смысле пользовались термином "maniera" итальянский живописец
и теоретик Классицизма Дж. П. Беллори, а также р. Фреар де Шамбрэ,
К. Ч. де Мальвазиа. В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици
во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом
(светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил
слово "manierismo". Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер
в 1915 г. применил определение маньеризма (нем. Manierheit, англ, mannerism)
к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй
половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи
М. Фридлендер выделил пристрастие к:
- удлиненным фигурам,
- экзотическим костюмам персонажей,
- аффективным жестам,
- ярким, контрастным тонам. Подобные наблюдения относятся и к другим периодам
развития искусства.
Один из самых удивительных примеров - рельеф храма Бела в Пальмире (32
г. н. э. ) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы
как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить
только подчинением изображения орнаментальным задачам. Эллинистическое
искусство IV-I вв. до н. э. в целом несет в себе качество маньеристичного
мышления. Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве "сербо-македонского
маньеризма" конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная
экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми
контурами. К маньеризму близки жанры гротеска, каприччи. Возникает сложная
Для искусствознания проблема разделения понятий маньеристических тенденций,
действующих в истории искусства постоянно, и Маньеризма как конкретно-исторического
явления в искусстве Италии второй половины XVI в. Эта проблема аналогична
спорам вокруг терминов "классицизм" и "романтизм".
В самом общем смысле маньеризм характеризуется превалированием формы
над содержанием. Вследствие стремительного развития искусства, которое
наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, новые идеи не успевали
за формой, пластическая избыточность, изысканность, изощренность становились
самоцелью. Художники в вынужденной конкуренции друг с другом начинали
прибегать к внешним эффектам, демонстрации мастерства, виртуозной техники,
оригинальности манеры. На этом фоне еще острее выступали скудость замысла,
эпигонство, вторичность, подражательность, стилизация и эклектика. В
Маньеризме отчетливо ощущается усталость, исчерпанность внутренних источников.
Поэтому главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVI в.
- исчерпанность ренессансных идей. X. Вёльфлин в 1922 г. писал о том,
что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, где "культ
пластики обнаженного тела был особенно развит... В движении фигур у Леонардо
и Микеланжело... каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и
манерность". Здесь можно вспомнить, что и Дж. Вазари в XVI в. критиковал
живописцев кватроченто (XV в. ) за излишнюю строгость, графичностъ, скованность
формы (итал. aspro a vedere - "жестко для зрения"). Изобразительное
искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону живописности,
экспрессивности, динамичности формы. На какое-то мгновение Рафаэль сумел
дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520
г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые
ученики. Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось.
Так же внезапно закончилось в 1530-х гг. Северное Возрождение. Искусство
Ренессанса идеалистично, несбыточно, оно не соответствовало исторической
реальности. Этим, прежде всего, объясняется внезапный крах ренессансных
художественных идеалов. С таким трудом достигнутая на рубеже XV-XVI вв.
гармония содержания и формы, изображения и выражения, тектоники и пластики,
объема и цвета стала распадаться. Художники были вынуждены заниматься
поисками иной выразительности - эстетизацией отдельных элементов формы:
линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессии штриха и мазка.
Красота отдельной детали становилась важнее целого. Это был период распада
целостности мировоззрения и художественного мышления. Однако величайшая
по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся
Маньеризм. Можно сказать, что три гиганта Возрождения - Леонардо, Микеланжело
и Рафаэль - определили три различных пути дальнейшего развития европейского
искусства. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507-1519 гг.
) вместе со своими учениками "леонардесками" во многом способствовал
развитию интернационального Маньеризма. Рафаэль и его "рафаэлески" в
1508-1520 гг. в Риме создавали академизм. Гениальный Микеланжело в последние
годы (1534-1564) открывал новый стиль Барокко. Существуют две концепции
развития искусства в постренессансный период. |
.
страницы: |