arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Архитектурные стили
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

  МОДЕРНИЗМ, ВТОРАЯ ВОЛНА 1940 - 1960-х гг.

Истоки модернизма.

Новый импульс к развитию функционализм /модернизм/ приобретает после Второй мировой войны. При этом "вторая волна" модернизма имеет разные стимулы, объемы и формы реализации в Европе и Америке.
Разрушенные европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении. Рациональная основа функционализма и его ориентация на экономичные индустриальные методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда с минимальными затратами.
В связи с этим в конце 1950-х и в 1960-е гг. функционализм получил несравненно более широкое распространение, чем в 1920-е гг. Помимо решения утилитарных задач по восстановлению жилищного фонда, функционализм стал основным эстетическим направлением в проектировании уникальных общественных зданий, поскольку применявшийся в период тоталитаризма неоклассицизм оказался этически и эстетически дискредитированным.
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. были связаны с проектированием восстановления разрушенных городов - Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства.
Проекты восстановления центров исторических городов в значительной степени сохраняли старую уличную сеть, корректируя там, где это оказывалось возможным, ее пропускную транспортную способность.
Но архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны: в Волгограде/арх. В. Симбирцев/ - неоклассицизм /"сталинский ампир" по не канонизированной терминологии/, в Гавре /арх. О. Перре и его ученики - Одижье, Турнан, Ланье и др./ - модернизм, в Гданьске /арх. Я. Боровский, 3. Жулавский, В. Долинский/ - тщательная реставрация и воспроизведение истёрического облика разрушенной застройки /северный ренессанс и барокко/.
С точки зрения развития идей модернизма на новом историческом этапе наибольший интерес представляет опыт реконструкции центра Гавра, реализованный под руководством О. Перре /1874-1854/ - ветерана модернизма и "поэта железобетона", архитектурное творчество которого помогло Ле Корбюзье в 1920-е гг. сформировать концептуальную платформу Современного движения.
Гавр - ведущий порт Франции на Северной Атлантике подвергся во время Второй мировой войны разрушительным авианалётам армии союзников по антигитлеровской коалиции. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено более 10 тыс. зданий. Архитекторам предстояло запроектировать новый центр города на территории свыше 150 га, решить утилитарные задачи расселения всех бывших жителей и домовладельцев центра /50 тыс. чел./, и пропуска мощных транспортных потоков при соблюдении современных требований к инсоляции и аэрации зданий и застройки. В то же время надлежало сформировать достойный эстетический облик главного северного порта страны. Проект и его реализация заняли 10 лет /1947-1957 гг./. После смерти О. Перре /1954 г./ работы по реконструкции центра Гавра были завершены под руководством арх. Турнана.
Проект реконструкции сохранил, но упорядочил историческую уличную сеть и традиционную для Франции регулярную систему застройки. Проект предусмотрел формирование новой центральной площади Ратуши /почти равной по размерам площади Согласия в Париже/ и соединение её с набережной Ла Манша 800-метровой прямой магистралью - авеню Фощ. Ширина магистрали при реконструкции увеличена до 80 м., а высота застройки до семи этажей, что придало главной магистрали города соответствующий градостроительный масштаб. Выход авеню Фош к набережной фланкируют два 17- этажных здания башенного типа, получивших имя "Ворота океана". Под углом к авеню Фош О. Перре создал новую застройку приморского бульвара Франциска I, сохранив её регулярный характер, но придав новое "косое" размещение домам, по отношению к оси бульвара, что защитило их среду от неблагоприятных океанских ветров. В застройку бульвара вкомпоновано 106- метровое здание храма Св. Жозефа /арх. Перре и Одижье/, ставшего своеобразным маяком для океанских судов.
Застройка Гавра - первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно- градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.
В целях композиционной организации ансамбля застройки и с учётом требований эффективности заводского производства сборных изделий Перре избрал единый конструктивно- планировочный и пространственный модуль /6,24 х 6,24м/, которому подчинил не только координационные размеры зданий, но и пространственные параметры - ширину улиц, магистралей и проездов.
Архитектурные композиции фасадов чётко прочерчены элементами каркаса /благо мягкий климат Франции допускает пересечение наружных стен каркасом без опасности его промерзания/. В то же время Перре учитывает традиционные для исторической застройки композиционные элементы, в частности применяя традиционные, вытянутые по вертикали пропорции окон /антитеза "лежачим" или ленточным окнам модернизма/. Отвечает традиции и организация вдоль главной магистрали торговой галереи по первым этажам жилых домов. С этой целью наружные стены уличных фасадов домов опёрты в первом этаже на открытые колонны, а витражи и витрины магазинов в первых этажах сдвинуты из плоскости фасадов вглубь на ширину галереи. Таким образом, достигается известное совпадение облика застройки авеню Фош с традиционным обликом застройки столичных магистралей /и в первую очередь с обликом застройки ул. Риволи в Париже/.
Для общего колористического решения новой застройки Перре выбрал естественный серый цвет бетона, оживляя его яркими цветными вставками жалюзей и ставен. Фасады двух главных объектов новой застройки- ратуши и храма Св. Жозефа - белые.
При всех достоинствах объёмно-пространственного и функционального решения в застройке Гавра впервые пришлось столкнуться со специфической особенностью массового индустриального строительства. В Гавре одинаковая композиционная тема фасадов, основанная на эстетизации конструктивного решения каркасно-панельных наружных стен и их общем колорите, подошла к опасной грани. Одинаковая композиционная тема, принятая в качестве средства обеспечения архитектурного единства застройки, при многократном повторении способствует обратному эффекту- формированию удручающего чувства монотонности и однообразия. Но, если композиция Перре и его учеников только подошла к этой грани, то в связи с тем, что этот урок своевременно не был усвоен, в последовавших спустя 15 - 20 лет решениях крупных столичных новых градостроительных фрагментов /например, Нового Арбата в Москве или Лейпцигерштрассе в Берлине/ эстетический кризис композиции из повторяющихся объёмов и их "типовых" деталей, разразился полностью.

Т.Г.Маклакова.
"Архитектура двадцатого века" -
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.

 

Модернизм в Европе.

Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании весьма немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий. Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной, эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач. Так, сравнивая в конце жизни крайне аскетичные формы модернизма 20- х гг. с архитектурой 50 - 60-х гг., В. Гропиус отмечал развитие и обогащение форм: "Основной сдвиг заключается в растущей пластике объёмов. Ритм каркасов, кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания порождают богатство светотени, которое не может быть создано на плоских навесных стенах, столь долго служивших неотьемлимой принадлежностью новой архитектуры".
В наибольшей степени это обогащение при одновременном "смягчении" аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.
Здание вокзала Термини построено в 1948-1950 гг. арх. А. Вителлоцци, Л. Калини, М. Кастелацци и др. В его композиции можно сразу отметить два радикальных отличия то постулатов 1920-х гг.: здесь отсутствует эстетика прямого угла и пренебрежение историческим контекстом. Композиция построена на гармоничном сочетании двух контрастных обьёмов: остеклённого низкого объёма пространственной формы и служащего ему фоном высокого плоского многоэтажного прямоугольного объёма с ленточной разрезкой наружных стен.
Пространственная форма фланкирующего низкого объёма достигнута за счёт нарочитого изгиба ригелей поперечного каркаса из железобетонных рам перекрытия этого объёма /кассового зала вокзала/ и устройства наружного большого наклонного козырька, образованного консолями ригелей рам. Сплошной стеклянный витраж и большой вынос козырька придают фланкирующему объёму крупный масштаб и богатую светотень. Для того, чтобы подчеркнуть крупный масштаб зального объёма, авторы зрительно уменьшают масштаб членений фонового административного корпуса, располагая узкие ленточные окна в двух уровнях по высоте этажа.
Вокзал расположен в зоне исторической городской стены эпохи императора Сервия Тулия /IV в. н. э./. Авторы включили сохранившийся фрагмент этой стены в композицию вокзала: стена примыкает под углом к зданию с левого фланга главного фасада.
  . страницы:
1  6  11
2 7  
3 8  
4 9  
5  10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © DMS Construction
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz