|
МОДЕРНИЗМ, ВТОРАЯ ВОЛНА 1940 - 1960-х гг.
Истоки модернизма.
Новый импульс к развитию функционализм /модернизм/ приобретает после
Второй мировой войны. При этом "вторая волна" модернизма
имеет разные стимулы, объемы и формы реализации в Европе и Америке.
Разрушенные европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении.
Рациональная основа функционализма и его ориентация на экономичные индустриальные
методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда
с минимальными затратами.
В связи с этим в конце 1950-х и в 1960-е гг. функционализм получил несравненно
более широкое распространение, чем в 1920-е гг. Помимо решения утилитарных
задач по восстановлению жилищного фонда, функционализм стал основным эстетическим
направлением в проектировании уникальных общественных зданий, поскольку применявшийся
в период тоталитаризма неоклассицизм оказался этически и эстетически дискредитированным.
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. были связаны с проектированием восстановления
разрушенных городов - Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена,
Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача
развития массового жилищного строительства.
Проекты восстановления центров исторических городов в значительной степени
сохраняли старую уличную сеть, корректируя там, где это оказывалось возможным,
ее пропускную транспортную способность.
Но архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны:
в Волгограде/арх. В. Симбирцев/ - неоклассицизм /"сталинский ампир" по
не канонизированной терминологии/, в Гавре /арх. О. Перре и его ученики - Одижье,
Турнан, Ланье и др./ - модернизм, в Гданьске /арх. Я. Боровский, 3. Жулавский,
В. Долинский/ - тщательная реставрация и воспроизведение истёрического облика
разрушенной застройки /северный ренессанс и барокко/.
С точки зрения развития идей модернизма на новом историческом этапе наибольший
интерес представляет опыт реконструкции центра Гавра, реализованный под руководством
О. Перре /1874-1854/ - ветерана модернизма и "поэта железобетона",
архитектурное творчество которого помогло Ле Корбюзье в 1920-е гг. сформировать
концептуальную платформу Современного движения.
Гавр - ведущий порт Франции на Северной Атлантике подвергся во время Второй
мировой войны разрушительным авианалётам армии союзников по антигитлеровской
коалиции. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено
более 10 тыс. зданий. Архитекторам предстояло запроектировать новый центр города
на территории свыше 150 га, решить утилитарные задачи расселения всех бывших
жителей и домовладельцев центра /50 тыс. чел./, и пропуска мощных транспортных
потоков при соблюдении современных требований к инсоляции и аэрации зданий
и застройки. В то же время надлежало сформировать достойный эстетический облик
главного северного порта страны. Проект и его реализация заняли 10 лет /1947-1957
гг./. После смерти О. Перре /1954 г./ работы по реконструкции центра Гавра
были завершены под руководством арх. Турнана.
Проект реконструкции сохранил, но упорядочил историческую уличную сеть и традиционную
для Франции регулярную систему застройки. Проект предусмотрел формирование
новой центральной площади Ратуши /почти равной по размерам площади Согласия
в Париже/ и соединение её с набережной Ла Манша 800-метровой прямой магистралью
- авеню Фощ. Ширина магистрали при реконструкции увеличена до 80 м., а высота
застройки до семи этажей, что придало главной магистрали города соответствующий
градостроительный масштаб. Выход авеню Фош к набережной фланкируют два 17-
этажных здания башенного типа, получивших имя "Ворота океана". Под
углом к авеню Фош О. Перре создал новую застройку приморского бульвара Франциска
I, сохранив её регулярный характер, но придав новое "косое" размещение
домам, по отношению к оси бульвара, что защитило их среду от неблагоприятных
океанских ветров. В застройку бульвара вкомпоновано 106- метровое здание храма
Св. Жозефа /арх. Перре и Одижье/, ставшего своеобразным маяком для океанских
судов.
Застройка Гавра - первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно-
градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной
технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в
единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.
В целях композиционной организации ансамбля застройки и с учётом требований
эффективности заводского производства сборных изделий Перре избрал единый конструктивно-
планировочный и пространственный модуль /6,24 х 6,24м/, которому подчинил не
только координационные размеры зданий, но и пространственные параметры - ширину
улиц, магистралей и проездов.
Архитектурные композиции фасадов чётко прочерчены элементами каркаса /благо
мягкий климат Франции допускает пересечение наружных стен каркасом без опасности
его промерзания/. В то же время Перре учитывает традиционные для исторической
застройки композиционные элементы, в частности применяя традиционные, вытянутые
по вертикали пропорции окон /антитеза "лежачим" или ленточным окнам
модернизма/. Отвечает традиции и организация вдоль главной магистрали торговой
галереи по первым этажам жилых домов. С этой целью наружные стены уличных фасадов
домов опёрты в первом этаже на открытые колонны, а витражи и витрины магазинов
в первых этажах сдвинуты из плоскости фасадов вглубь на ширину галереи. Таким
образом, достигается известное совпадение облика застройки авеню Фош с традиционным
обликом застройки столичных магистралей /и в первую очередь с обликом застройки
ул. Риволи в Париже/.
Для общего колористического решения новой застройки Перре выбрал естественный
серый цвет бетона, оживляя его яркими цветными вставками жалюзей и ставен.
Фасады двух главных объектов новой застройки- ратуши и храма Св. Жозефа - белые.
При всех достоинствах объёмно-пространственного и функционального решения в
застройке Гавра впервые пришлось столкнуться со специфической особенностью
массового индустриального строительства. В Гавре одинаковая композиционная
тема фасадов, основанная на эстетизации конструктивного решения каркасно-панельных
наружных стен и их общем колорите, подошла к опасной грани. Одинаковая композиционная
тема, принятая в качестве средства обеспечения архитектурного единства застройки,
при многократном повторении способствует обратному эффекту- формированию удручающего
чувства монотонности и однообразия. Но, если композиция Перре и его учеников
только подошла к этой грани, то в связи с тем, что этот урок своевременно не
был усвоен, в последовавших спустя 15 - 20 лет решениях крупных столичных новых
градостроительных фрагментов /например, Нового Арбата в Москве или Лейпцигерштрассе
в Берлине/ эстетический кризис композиции из повторяющихся объёмов и их "типовых" деталей,
разразился полностью.
Т.Г.Маклакова.
"Архитектура двадцатого века" -
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Модернизм в Европе.
Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании
весьма немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий.
Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной,
эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия
новых композиционных и функциональных задач. Так, сравнивая в конце жизни
крайне аскетичные формы модернизма 20- х гг. с архитектурой 50 - 60-х
гг., В. Гропиус отмечал развитие и обогащение форм: "Основной сдвиг
заключается в растущей пластике объёмов. Ритм каркасов, кривые оболочки,
выступы и заглубления отдельных частей здания порождают богатство светотени,
которое не может быть создано на плоских навесных стенах, столь долго
служивших неотьемлимой принадлежностью новой архитектуры".
В наибольшей степени это обогащение при одновременном "смягчении" аскетизма
архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов,
как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.
Здание вокзала Термини построено в 1948-1950 гг. арх. А. Вителлоцци, Л. Калини,
М. Кастелацци и др. В его композиции можно сразу отметить два радикальных отличия
то постулатов 1920-х гг.: здесь отсутствует эстетика прямого угла и пренебрежение
историческим контекстом. Композиция построена на гармоничном сочетании двух контрастных
обьёмов: остеклённого низкого объёма пространственной формы и служащего ему фоном
высокого плоского многоэтажного прямоугольного объёма с ленточной разрезкой наружных
стен.
Пространственная форма фланкирующего низкого объёма достигнута за счёт нарочитого
изгиба ригелей поперечного каркаса из железобетонных рам перекрытия этого объёма
/кассового зала вокзала/ и устройства наружного большого наклонного козырька,
образованного консолями ригелей рам. Сплошной стеклянный витраж и большой вынос
козырька придают фланкирующему объёму крупный масштаб и богатую светотень. Для
того, чтобы подчеркнуть крупный масштаб зального объёма, авторы зрительно уменьшают
масштаб членений фонового административного корпуса, располагая узкие ленточные
окна в двух уровнях по высоте этажа.
Вокзал расположен в зоне исторической городской стены эпохи императора Сервия
Тулия /IV в. н. э./. Авторы включили сохранившийся фрагмент этой стены в композицию
вокзала: стена примыкает под углом к зданию с левого фланга главного фасада. |
.
страницы: |