|
Комплекс ЮНЕСКО /1955 - 1958 гг./ в Париже запроектирован
интернациональной группой архитекторов - Б. Зерфюсса, Н. Л. Нерви и
М. Брейера. Он состоит из трех зданий - Секретариата, Пленарных заседаний
и корпуса Постоянных представительств. Самым крупным и наиболее характерным
для модернизма 1950-х гг. является здание Секретариата. Элементарная
функционально-планировочная структура коридорного конторского здания
здесь преобразована в трилистник, ветви которого имеют разную длину
и сопрягаются у центрального узла коммуникаций по плавной кривой. Таким
образом, авторы отступили и в этом объекте от эстетики прямого угла,
создав индивидуальную пластичную объёмную форму сооружения. В то же
время они применили ряд композиционных элементов модернизма - "дом
на ножках" /в данном случае - поперечных однопролётных двухконсольных
монолитных рамах-пилонах/, плоскую эксплуатируемую крышу и т.п. Согласно
канонам модернизма авторы не применили чисто декоративных элементов.
Их композиционная роль передана функциональным элементам - поэтажным
солнцезащитным козырькам и стенкам, наружной винтовой пожарной лестнице
собранной из железобетонных элементов, и представляющей собой центр
композиции одного из фасадов. А по главному фасаду - грандиозному по
размерам монолитному железобетонному козырьку сложной пространственной
формы, расположенному над главным входом в Секретариат.
Комплекс ЮНЕСКО расположен в центре Парижа и выходит главным фасадом на площадь
Фонтенуа. Оставаясь в композиции здания Секретариата полностью в рамках архитектуры
функционализма, авторы проекта не остались равнодушны к контексту исторической
застройки. Они сохранили соответствующую окружающей застройке этажность и применили
для фасада, выходящего на площадь, более крупный масштаб членений архитектурных
форм.
Однако самой обширной областью применения принципов модернизма в послевоенной
Европе стало массовое жилищное строительство.
Независимо от климатических и политических условий массовое жилищное строительство
- от Швеции до южных границ СССР развивалось на основе единых принципов. Как
правило, оно базировалось на методах экстенсивного градостроительства с застройкой
пригородных территорий, свободной застройке их относительно крупными жилыми образованьями,
включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных
индустриальных методов домостроения и обусловленных ими требований типизации
зданий или их крупных фрагментов /блок-секций/, средней /4 - 5 этажей/ высоте
застройки. Благодаря свободной застройке, здания и территории получили наилучшие
условия инсоляции и аэрации. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства.
Здесь в полной мере удалось использовать преимущества архитектуры модернизма
- ее рационалистичность, приверженность новой строительной технике и строгому
соблюдению требований гигиены жилища. Архитектура новых жилых образований была
весьма аскетична: соблюдались эстетические каноны раннего модернизма /эстетика
прямого угла, плоской крыши, ленточного остекления в массовых общественных зданиях/,
при этом геометризм форм усугублялся в связи с технологическими требованиями
производства сборного железобетона. В этом отношении чрезвычайно интересен опыт
застройки района Ганза в центре Берлина. Застройка этого района являлась частью
первой послевоенной строительной выставки "Интербау", призванной возродить
предгитлеровскую практику выставок Веркбунда. Их особенностью было не только
конкурсное проектирование, но и обязательная реализация лучших проектов. К международному
конкурсному проектированию района Ганза /1955 г/ были привлечены ведущие архитекторы
Германии и мира - Г. Шарун, М. Таут, В. Гропиус, Ле Корбюзье, А. Аалто, О. Нимейер
и др. По сравнению с условиями проектирования районов массовой типовой застройки
у авторов генерального плана и зданий Ганзы была большая свобода в размещении
/в рамках свободной планировки квартала/ и выборе этажности /от 1 да 10/ составляющих
его застройку 50 зданий, и введении в застройку помимо зданий повседневного обслуживания
зданий и учреждений периодического и эпизодического посещения. Архитектурный
облик застройки всецело определялся стилем модернизма и эстетикой сборного железобетона.
Парадоксально, что несмотря на индивидуальное проектирование каждого из зданий
Ганзы выдающимися архитекторами, общий облик её застройки отличается той же "сухостью",
что и облик районов массовой типовой застройки.
В то же время районы 4- 5- этажной застройки благодаря хорошему озеленению и
благоустройству, сомасштабности этажности и инсоляционных разрывов человеку оказались
в целом привлекательными и уютными. Их привлекательность "выросла в цене" в
период 1960-1970-х гг., отмеченных в большинстве крупных городов Европы переходом
к многоэтажной /9- 20 этажей/ застройке новых жилых районов, отмеченных в прессе,
термином "зелёных бетонных джунглей" за их несомасштабность. В связи
с тем, что в 1950-е гг. строительство новых жилых районов базировалось на крайне
экономичных планировочных решениях домов и квартир, эта 4- 5- этажная застройка
в странах Западной Европы в 1970-1980-х гг. пережила второе рождение. Планировочные
решения квартир были модернизированы в процессе массовой реконструкции, плотность
застройки и эксплуатационные качества зданий улучшены путём частичной перепланировки
квартир, надстройки мансард и утепления наружных стен, и, что весьма существенно,
застройка утратила однообразный облик благодаря индивидуальным решениям в проектах
реконструкции.
Существенно хуже архитектурная ситуация массовой жилой застройки (отечественной
и западноевропейской) - середины 1960-1970-х гг. Высота этой застройки 9- 20
этажей, территории жилых образований резко увеличены, размеры не сомасштабны,
а архитектурные формы столь же аскетичны, как и в 1950-е гг. При большой высоте
и размерах такой застройки благодатное озеленение не может скрыть скудость и
аскетичность архитектуры.
Т.Г.Маклакова.
"Архитектура двадцатого века" -
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл.
Негативные последствия.
Столь широкое распространение эстетики функционализма придало и всеобщий
масштаб его недостаткам. Как справедливо заметил Р. Бофилл "Современной
архитектуре угрожает копирование, бездумное копирование, которое удовлетворяется
воспроизведением, часто довольно плохим, оригинальных произведений.
Дешевое жильё, а также "коробки", воздвигнутые посреди пустырей,
всего лишь плохо повторяют то, что талантливо превозглашал Корбюзье".
Регламентация функционального зонирования при восстановлении и строительстве
новых городов приводила к обеднению городской среды, как в центральных,
так и в периферийных /" спальных"/ районах, а в крупнейших
городах - к их функциональному распаду. Кроме того, свободная застройка,
присущая функционализму, приводила к неоправданному росту городских
территорий. Ориентация на передовую строительную технику, обеспечивая
экономический эффект, не всегда приводила к эстетически содержательной
архитектуре, поскольку освоение художественного потенциала новой техники
является длительным процессом и доступно не всем архитекторам.
Таким образом, присущая модернизму предельная, граничащая с аскетизмом, экономия
выразительных средств, помноженная на диктуемые создававшейся домостроительной
промышленностью ограничения, и отнесённая к колоссальному числу повторяющихся
в застройке типовых объектов, нанесли качественный ущерб градостроительству
и архитектуре рассматриваемого периода модернизма. Кроме того, свободная застройка
жилых образований, при всех её гигиенических преимуществах разрушала привычные
представления о городской среде, вызывая у новосёлов ностальгию по традиционному
городскому пространству.
Эти обстоятельства заставили большинство столичных и крупных городов Европы
к концу 70-х гг. отказаться от практики многоэтажной застройки, перейти к плотно-низкой
/2- 4 этажа/ с элементами регулярной планировки, и одновременно проводить непрерывную
и трудоёмкую работу по "очеловечиванию" ранее возведённых многоэтажных "бетонных
джунглей" в целях сохранения их потребительской ценности.
Особенно широко эти работы проводятся в многоэтажных жилых комплексах Берлина
и включают в себя усложнение первоначальных примитивных объёмно-планировочных
композиций жилых зданий, введение разнообразных колористических решений застройки,
введение новых деталей фасадов /входов, балконов и др./, развитие и перепрофилирование
массовых общественных зданий, дополнительное озеленение и обводнение территорий
селитьбы, насыщение пространства элементами малых форм и пластики.
Развитие второй волны функционализма на его родине, в Европе, сколь, не парадоксально
это звучит, отчасти связано с влиянием архитектуры США 1940-1950-х гг.
Т.Г.Маклакова.
"Архитектура двадцатого века" -
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл. |
.
страницы: |