|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Архитектурные стили |
|||||||||||||||
Художник-эрудит, поэт и романтик, Шехтель использовал приемы стилизации. Его первый архитектурный шедевр - особняк 3. Морозовой в Москве (1893-1896). "Готический зал" особняка поражает ощущением подлинности средневековья. Панно в "готическом зале" созданы по рисункам М. А. Врубеля. Другие интерьеры оформлены в стилях Ампира и "четвертого рококо". Следующее произведение Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902) - демонстрирует новую пластику, подобную французскому Ар Нуво. "Застывшая волна" лестницы особняка С. Рябушинского напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф - в скульптуру, витраж - в оконный переплет, а светильник - в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость - в объем, а объем - в пространство. Это классика Модерна. Последующие работы Ф. Шехтеля в Москве демонстрируют влияние венской школы О. Вагнера. Таков стиль Московского Художественного театра - разработанный Шехтелем проект здания, его интерьеров, рисунок занавеса, включая "чеховскую чайку", светильники, геометрический орнамент, напоминающий античный меандр. Свой особняк Ф. Шехтель построил в неоклассическом стиле. Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Во многих петербургских зданиях "классического модерна" стиль не проявляется в "чистом виде". Например, в здании Витебского вокзала классическая колоннада дорического ордера сочетается с растительным орнаментом в стиле Ар Нуво и открытыми железными конструкциями. То же смешение элементов разных стилей можно видеть в зданиях Торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге. Однако подобные соединения разнородных элементов не создают эклектического впечатления. Напротив, вызывают ощущение целостности, поскольку пронизаны единым динамичным формообразующим началом. Характерна асимметрия фасадов зданий Модерна. В отличие от внешней, формальной схемы Классицизма такая асимметрия проистекает от органичного движения объемов "изнутри наружу". Архитектура периода Модерна сложна, многообразна, метафорична. В сравнении с ней станковая живопись и скульптура этого периода беднее. Произведения часто натуралистичны, скучны и отдают пошлостью салона. Это можно объяснить тем, что, в отличие от видов искусства, тесно связанных с архитектурой, салонные произведения оказались оторванными от питательной среды конструктивного формообразования. Вторая причина - поиски "большого стиля", стирающего границы между элитарным и "массовым искусством". Происходившее в период Модерна интенсивное расширение аудитории - заказчиков, потребителей искусства привело к двояким последствиям. С одной стороны - к проникновению утонченной эстетики, идей символизма и изысканной поэзии в дотоле оторванные от высокого искусства сферы материального производства: изделия декоративного и прикладного искусства, ювелирные украшения, жилой интерьер, моделирование одежды. С другой стороны, мещанские вкусы, коммерческий интерес, пошлость обыденной жизни и проза развивавшегося капитализма стали оказывать сильное давление на художников, которые откликнулись огромным количеством произведений, сделанных в угоду примитивному вкусу. В частности, для живописи Моденра характерен эклектичный прием соединения фантастических и натуралистичных элементов. "Прекрасная эпоха" (франц. Belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. Боясь потонуть в пошлости обыденной, художники выдвинули утопическую идею панэстетизма, заключающуюся в том, что этику можно преодолеть эстетикой и с помощью высокого искусства оказаться "по ту сторону добра и зла". Мечта о тотальной эстетизации, растворении жизни в искусстве овладевала умами писателей и художников. Эти идеи, в частности, нашли отражение в статье В. Розанова "Эстетическое понимание истории" (1892). Исследователи искусства Модерна отмечают параллели в символистской поэзии и причудливых образах изобразительного искусства. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к "Озарениям" ("Illuminations") А. Рембо: О, потаенные самоцветы - раскрывшиеся цветы! ... Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют... Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море. (1872-1874) В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Французский мастер использовал стилизованные природные формы, сочетания золота, "оконной эмали", янтаря, слоновой кости, бриллиантов, серебра, алюминия и простого стекла. В особо торжественных случаях С. Бернар любила показываться в украшениях работы Р. Лалика "стрекоза" и "клубок змей". В 1898 г. коллекционер и меценат К. Гульбенкян познакомился с ювелиром и предложил ему собрать музей собственных произведений. Такой музей был создан в Лиссабоне, он представляет собой одну из самых фантастических коллекций в мире. Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: "павлиний глаз", "цвет красной парчи", "сине-зеленый атлас павлиньих перьев", "перламутр нежной ночи"... Возрождались классические мотивы и материалы, а текже редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ - приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Отсюда термин "венецианское возрождение" (англ. "Venetian revival"). Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) - австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов. Причем условность подобных приемов не лучшим образом сочеталась с натурализмом пошловатых аллегорий в духе модных венских салонов академической живописи. Та же двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (1872-1898). Изысканный эстетизм странным образом соединяется в его произведениях с дилетантизмом и порочным вкусом на грани порнографии. В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910) гениально одаренный художник польского происхождения (польск. wrobel - воробей). Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл "чужаком" в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии, иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных камней, пересыпая их из одной ладони в другую... "Его искусство - одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века". В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам. Свою жену, певицу Н. И. Забелу, художник изобразил в образе царевны Волховы из оперы Н. Римского-Корсакова "Садко" (словенск. volhva - нимфа р. Волхов). Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под влиянием музыки, в которой он "слышал море" и "видел фантастические тона". Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Своего "Демона" Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Композицию "Принцесса Грёза" художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна - гостиницы "Метрополь" (проект архитектора В. Валькота; 1898-1903; рис.) О своей картине "Сирень" (1900) художник сказал, что не хотел бы видеть ее в музее, потому что "музей - это покойницкая", а желал бы видеть ее "вделанной в стену в жилом доме, чтобы она совершенно слилась со стеной". Схоластичны споры о том, следует ли считать Врубеля художником Модерна и символистом. Этот мастер работал в период Модерна и не мог остаться вне условий времени, но его творчество выходило за границы любого художественного направления, течения и стиля как у всякого талантливого человека. Впрочем, подобные устремления были особенно актуальны для "fin de siecle". Ярчайшим выражением стремления к синтезу разных видов искусства и преодоления границ отдельных методов, жанров, стилей являются творчество художников объединения "Мир искусства" и знаменитые "дягилевские сезоны" в Париже. Национально-романтическое движение вновь проявилось в России в деятельности мастеров абрамцевского кружка и усадьбы Талашкино. Причем в работах мастеров неорусского стиля национальные темы, сюжеты и формы соединялись с приемами стилизации, выработанными в искусстве западноевропейского Модерна. Характерно новое обращение художников Модерна к "египетскому стилю". Как и в искусстве французского Ампира начала XIX в. (сравн. шинуазри в искусстве Рококо), мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру Модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени. Другое течение национально-романтического направления представляет "северный модерн". Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную "модернизированную классику". В эти же годы создавали свои лучшие творения приверженцы "чистой классики", стилизаторы И. Фомин, А. Таманян, И. Жолтовский, В. Щуко. Зарождалось конструктивистское течение. Последнее, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что искусство Модерна к началу XX в. завершило не только собственный цикл развития, но и вообще классическую эпоху европейского искусства. Модерн уже в то время называли "последней фазой искусства прошлого века... вздохом умирающего столетия". В истории искусства Модерн так и остался "переходным периодом". Однако отказ от идей художественного преображения жизни привел в последующем к отказу от художественности вообще и появлению авангардистских течений конструктивизма, функционализма, абстрактивизма, футуризма . Дерзновенны наши речи, Д. Мережковский. "Дети ночи" (1896) В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом "модерн" следует понимать прежде всего конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание "стиль модерна" конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза. Власов В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. |
. страницы: | ||||||||||||||
|
|||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | |||||||||||||||
|
© DMS Construction © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |