|
"Интернациональный стиль" в
США.
В период тоталитаризма и Второй мировой войны в США эмигрировали многие
ведущие мастера функционализма /В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, М. Брейер
и др./, где они не только вели проектно-строительную деятельность,
но и возглавили архитектурные школы Гарвардского /В. Гропиус/ и Йельского
/Мис ван дер Роэ/ университетов. К концу 1940-х гг. в практику проектирования
и строительства уже пришли их многочисленные ученики, что способствовало
широкому распространению идей Современного движения. Первым крупнейшим
объектом модернизма на американской почве стал комплекс ООН в Нью-Йорке,
возведённый в 1947-1952 гг. /арх. У. Гаррисон, Ле Корбюзье, О. Нимейер,
И. Гавличек, М. Новицкий и др./.
Согласно принципам модернизма комплекс ООН соответственно функции расчленён
на три объёма - здания Секретариата, Генеральной ассамблеи и залов заседаний,
лишённые внешнего декора. В ансамбле лидирует здание Секретариата - высотная
прямоугольная призма со стеклянными продольными и глухими торцовыми фасадами.
Архитектурная тема стеклянного фасада была впервые реализована Ле Корбюзье
в 1930- е гг. в зданиях ночлежного дома Армии спасения в Париже и в здании
Центросоюза в Москве. Однако идея стеклянного небоскрёба с светопрозрачными
стенами по всему периметру наружных ограждений принадлежит другому крупнейшему
мастеру Современного движения - Мису ван дер Роэ. Он разрабатывал её с 1919
г., представлял в конкурсных проектах, но реализовал лишь спустя десятилетия
в США. Сначала в комплексе из двух стеклянных башенных высотных жилых домов
на Лейк Шор Драйв в Чикаго /1951 г./. Согласно принципам модернизма каркас
здания в нижнем ярусе обнажен, и здания имеют плоскую крышу. В этом комплексе
Мис ван дер Роэ реализует два своих основных творческих постулата: минимум
средств и универсальность объёмно-планировочного решения. Первый постулат -
в композиции "только кожа и кости" - в чикагском комплексе реализован
полностью применением стального каркаса /" кости "/ и стеклянных
витражных наружных стен /" кожа"/. Дома имеют лапидарную форму прямоугольных
призм. Благодаря присущей несущей каркасной системе планировочной гибкости
Мис ван дер Роэ реализует в этих домах и постулат универсальности. В нижних
этажах размещает мелкие дешевые квартиры /16 квартир на этаже - 12 - однокомнатных
и 4 - двухкомнатных/, на средних - по 8 трехкомнатных, и на верхних - по 6
четырех комнатных. В то же время оба эти постулата не очень совпадают с подлинными
функциональными запросами архитектуры жилища: сплошные стеклянные стены не
отвечают интимности частной жизни, а геометрический лаконизм объёмной формы
здания потребовал отказа от столь присущих жилищу элементов, как балконы, лоджии,
эркеры и пр. Вся поверхность фасадов расчерчена прямоугольной сеткой каркаса
и обвязок витражей, что дало основание ведущему американскому историку архитектуры
Л.Мумфорду назвать комплекс Лейк Шор Драйв Апартментс - "каталожными ящиками
для людей".
Более успешным и соответствующим функции оказалось применение тех же постулатов
Мисом ван дер Роэ /в соавторстве с Ф. Джонсоном/ в композиции высотного офиса
фирмы Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке /1958 г/. В отличие от модернизма 1920-х гг.,
который теоретически культивировал новые конструктивные формы, а практически
их имитировал, выполняя из традиционных материалов, американский модернизм
1950-х опирался на высокоразвитую строительную индустрию. Высокие качества
новых материалов и изделий, применяемых в этих объектах, отчасти искупали элементарность
общего композиционного решения. Так, например, колористическое богатство фасадов
здания фирмы Сигрэм достигнуто применением бронзированного металла фахверка
и тонированного стекла наружных стен.
Архитектурная тема высотной стеклянной башни /офиса или отеля/ была активно
подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему
миру - от Лондона до Токио. Сегодня такие стеклянные башни присутствуют в деловых
центрах всех крупнейших городов. С образом такой стеклянной башни связано возникновение
термина "интернациональный стиль" применительно к функционализму
1950-х гг. С этим же образом связана наивысшая фаза коммерческого успеха данного
этапа развития модернизма.
Принципы универсальности и "кожи и костей" Мис ван дер Роэ и его
последователи применяли и не только для офисов и многоэтажных домов, но и для
сооружений различного назначения. Анализируя присущую современности быструю
динамику функций, при которой "моральный износ" планировочных решений
происходит существенно быстрее, чем физический износ конструкций зданий, Мис
ван дар Роэ пришёл к выводу, что "единственная функция, сохраняющаяся
с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости
их назначения в течение всего срока их существования". Соответственно
в ряде разнообразных проектов он применяет единую архитектурно-конструктивную
систему, гарантирующую универсальность и свободу многократной перепланировки
здания в течение всего срока его физического существования. Это система с наружным
расположением всех несущих конструкций при полностью свободных от них внутренних
пространствах здания. В зависимости от габаритов и величин пролётов зданий
Мис ван дер Роэ применяет разные варианты несущих конструкций. В здании архитектурного
факультета /Кроун-холл/ Массачузетского технологического института /1955 г/
это поперечные стальные рамы, к которым подвешена плита перекрытия, а к её
внешнему контуру в свою очередь подвешен каркас витража наружных стеклянных
стен; в проекте театра для Мангейма - /1953 г/ в связи с большой шириной корпуса
театра ригели поперечных обнимающих рам - сквозные/ стальные фермы/; в здании
Новой национальной галереи в Берлине /1962-1968 гг./ стальные колонны вынесены
за грань наружного витража и на них через стальные шаровые шарниры опёрта стальная
структура /плита с перекрёстными рёбрами/ с четырёхсторонними консолями.
Все эти стеклянные параллелепипеды автор обычно устанавливает на высокий стилобат
/цокольный этаж/, устройство которого необходимо не столь композиционно, сколь
функционально. Единое универсальное пространство стеклянной призмы мало приспособлено
для конкретных функций различных учреждений. Так, например, в Кроун-холле учебные
помещения факультета дизайна размещены в цокольном пространстве, а наземный
объём используется преимущественно в качестве проектного зала архитектурного
факультета /с легкими выгородками для отдельных учебных групп и выставочного
пространства/.
В Новой наниональной галерее в Берлине её основная постоянная экспозиция размещена
в цокольном этаже, а универсальное пространство используется только для временных
выставок.
Наглядной иллюстрацией метода универсального пространства стал собственный
дом арх. Ф. Джонсона /ученика и соавтора многих работ Миса ван дер Роэ/ в Нью-Канаане
/1949 г/. Ф. Джонсон запроектировал свой дом в виде одноэтажного каркасного
стеклянного "аквариума", который лишён подиума и кажется установленным
непосредственно на газоне, что способствует более тесному слиянию интерьера
дома с окружающим пространством. В полностью прозрачном параллелепипеде дома
есть только небольшое внутреннее ядро с глухими стенами, в котором размещены
санитарные помещения. В этом объекте контраст принципа универсальности и принципа
интимности жилища доведён до предела.
К наиболее значительным произведениям американского модернизма середины века
относится комплекс сооружений компании Дженерал Моторс" в Детройте, построенный
в 1951-1955 гг. по проекту Ээро Сааринена. Известный французский теоретик архитектуры
Мишель Рагон назвал этот комплекс "промышленным Версалем" и отметил,
что "исключительная красота и пластичность этого сооружения так поражает
художников, как техническое совершенство поражает инженеров". В комплекс "Дженерал
Моторс" входят 25 сооружений, размещённых на территории в 150 га. Э. Сааринен
разместил эти сооружения вокруг искуственного прямоугольного озера с зеркалом
воды в 9 га. Ансамбль организован протяжёнными прямоугольными корпусами зданий
административно-лабораторного назначения, решённых в эстетике Миса ван дер
Роэ, - наружный стальной каркас, обнажённый в нижнем ярусе, витражные наружные
стены, плоская крыша, контрастирующими с идеальной полусферической формой стального
купола покрытия выставочного зала /диаметр купола - 56,7 м./. Вертикальной
доминантой ансамбля служит 40-метровая водонапорная башня, три опорных колонны
которой и каплевидный резервуар выполнены из нержавеющей стали. В ансамбль
комплекса включены фонтаны и стальная скульптура работы Певзнера.
Вкладом американской ветви модернизма стало активное освоение открытых металлических
конструкций в композициях фасадов и интерьеров в то время как европейские мастера
осваивали формообразующие возможности железобетона.
Угасание интереса к "интернациональному стилю" американского модернизма
в мире произошло столь же стремительно, как и его успех: сказывалось влияние
элементарности объёмных форм при невозможности привлечения столь же великолепных
материалов, как на объектах Миса ван дер Роэ, Ф. Джонсона или Э. Сааринена.
Но и в США успех второй волны модернизма не был особенно длительным. Постепенно
уже в конце 1950-х гг. он начал вытесняться неоклассицизмом и структурализмом.
Но особенно резкой критике он начал подвергаться к концу 1960-х гг., когда
из жизни ушли его выдающиеся мастера и основоположники. Основные обвинения
предъявлялись градостроительному принципу "чистого листа"/tabula
rasa/ - отказу от учёта в проектировании сложившегося контекста застройки,
а также от исторического наследия.
Условной датой "конца модернистской утопии" принято считать 15 июля
1972 г. - день уничтожения взрывом жилого комплекса для бедных в Сан-Луисе.
Этот комплекс был возведён в 1951 г. по проекту выдающегося американского архитектора
М. Ямасаки по всем канонам /функциональным и эстетическим/ модернизма. Комплекс
содержал благоустроенные квартиры, в которые были переселены жители местных
трущёб.
Однако непреодолённые социальные конфликты и нарастающая криминализация среди
населения комплекса толкнули администрацию штата на радикальное решение проблемы
- уничтожение комплекса. Таким образом потерпела крах жизнестроительная утопия
прогрессивных архитекторов начала ХХ века - ликвидировать социальную дисгармонию
в обществе архитектурными средствами.
Т.Г.Маклакова.
"Архитектура двадцатого века" -
М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с, с илл. |
.
страницы: |