|
|
|
|
Во всех театрах юного зрителя советской поры
существовала обязательная должность педагога. Никто, правда, не знал,
чем этот человек должен заниматься: в одних театрах он бегал по школам
и приглашал аудиторию на спектакли, в других проводил зрительские конференции,
в третьих вместе с контролерами "шугал" недисциплинированных
зрителей во время спектаклей... Теперь должности такой в театрах нет,
но это не значит, что педагог не нужен. Нужен! Но с четким пониманием
своей роли совоспитателя - вместе с актерами - юных зрителей.
Родство душ и профессий актеров и педагогов позволил обнаружить прошедший
в начале года в Ярославле международный семинар "Театральная педагогика",
состоявшийся при поддержке европейской комиссии при ОБСЕ и АССИТЭЖ (Центр
театров для детей и юношества) России. Ярославский ТЮЗ прочно занял одно
из ведущих мест в российской театральной "табели о рангах",
он - признанный лидер многих российских и международных фестивалей, потому
представители международной театральной общественности выбрали его вслед
за петербургским собратом для проведения акции.
У акции было три участника - три составные части. Первая часть - зарубежные
организаторы. Это директор берлинского театрального фестиваля, представитель
театра для детей и юношества Дирк Нелднер, его коллега - педагог из того
же театра Беттина Франзиска, театральный педагог из Голландии Марианне
Бринс, директор-педагог Королевскою шекспировского театра из Англии Элизабет
Рич Палмер. Они вели занятия с участниками семинара и, как свидетельствуют
главный режиссер ярославского ТЮЗа А.С.Кузин и доцент ярославского педагогического
университета М.С. Колесникова, были поражены увиденным в русских педагогах:
открытостью, щедростью эмоций, желанием работать, высоким уровнем профессионализма.
Вторая часть - это педагоги ярославских школ, которые в течение трех дней
"работали детьми". Они были поставлены в обстоятельства, когда
на себе должны были опробовать те методики, которыми потом можно будет
пользоваться при работе с собственными учениками. Забыв о важности и солидности,
они бегали и прыгали, разыгрывали сценки по мотивам просмотренных в ТЮЗе
спектаклей, давали волю своим эмоциям и демонстрировали раскрепощенность
и душевную открытость.
Третья часть - это профессионалы, сотрудничающие достаточно давно: театр
юных зрителей и ярославский педагогический университет. Помощь в проведении
семинара, активное участие в его работе устроители высоко оценили. Например,
педагог-лингвист доцент факультета иностранных языков М.С.Колесникова
не только переводила с немецкого на семинаре, но и сама с готовностью
включалась в общие "игры". Она отметила потом, что зарубежные
коллеги искали способы снять преграды между классикой и современными зрителями.
В Англии, к примеру, педагоги порой так ведут школьные занятия по творчеству
Шекспира, что дети потом не хотят смотреть в театре его пьесы... тогда
театр "сам" приходит в школу, и актеры перед спектаклем, готовят
детей к его восприятию. Кстати,. несколько лет назад на премьере спектакля
"Ромео и Джульетта" в нашем ТЮЗе оказалась группа филологов
из Англии. Они ушли со спектакля потрясенные: "Мы никогда не поверили
бы, что Шекспира можно играть нескучно, в Англии он считается самым занудным
автором, а самая скучная из его пьес - именно "Ромео и Джульетта".
Вы, русские, показали нам, какой великий автор жил в нашей стране".
М.С. Колесникова и другие педагоги отметили удачный подход зарубежных
коллег к активизации юных зрителей: они все время конструировали игровые
ситуации. Взрослые люди должны были сначала попытаться изобразить какой-нибудь
бытовой предмет: кто - стол, кто - стиральную машину. А руководители выбирали
лучший из предметов, беседовали с ним, выясняли его характер и его особенности.
Потом каждый, обязательно каждый участник семинара представлял по воспоминаниям
сценки из своего детства. Потом показывали свои наблюдения над жизнью
современных подростков. Самое интересное, что в процессе краткого общения
и гости, и хозяева все-таки сумели уловить существенные социальные и психологические
различия своего бытия. Кандидат культурологии Т.Н.Ерохина вместе с преподавателем
провинциального колледжа Ю.Е.Капустиной разыгрывали сценку, как инспектор
штрафует водителя. В нашей, российской версии водитель слезно и изобретательно
выпрашивал послабления у непреклонного инспектора: в ход шли эмоционально
приводимые доводы и в отношении десяти голодных детей, и в отношении жестоко
задерживаемой зарплаты. Инспектор же демонстрировал несгибаемость. Голландская
коллега была потрясена: у них все происходило бы наоборот. В Амстердаме,
сказала она, водитель топал бы ногами на инспектора, а тот растерянно
убегал от своего оппонента.
Творческий, нравственный, социальный опыт приобрели российские педагоги
благодаря блестящей репутации ярославского ТЮЗа, благодаря постоянному
сотрудничеству педагогического университета с театром. А в выигрыше остались
не только получившие творческий заряд преподаватели ярославских школ,
но и, прежде всего, дети.
> Германия
> Франция
|
Германия
Франция |
|