|
|
|
|
«В душе все
те же 20»
Ну, разве что 25 – возраст поступления в ВУЗ. Поступала долго. Только
в Москву четыре года!. Не получилось. Не то, чтобы не могла поразить строгую
и взыскательную экзаменационную комиссию. Напротив, поражала! Своей бескомпромиссностью.
…Молоденькая девушка читала на сцене ГИТИСа монолог. Уставшая комиссия
состояла сплошь из корифеев театральной педагогики: М.О. Кнебель, И.М.
Раевский, О.И. Пыжова. В один из кульминационных моментов монолога они
заговорили между собой… Абитуриентка замолчала и ушла.
Поступила Эльмира Дмитриевна на курс Ю.П. Киселева при Саратовском
ТЮЗе. Случайно успела в самый последний день набора студентов, и до сих
пор считает, что ей повезло.
По рассказам Эльмиры Дмитриевны, кузница молодых актеров при Саратовском
ТЮЗе в те годы чем-то напоминает таковую при ярославском сейчас. Чуть
ли не с первых дней обучения студентов вводили не только на эпизоды, но
и на роли в «серьезные» спектакли, воспитывали в строгой дисциплине и
прививали привычку к бескомпромиссной творческой самоотдаче, которая нашу
героиню отличала и прежде, как, впрочем, и после. Всю жизнь…
Сколько из-за этой черты своего характера заявлений об уходе из театра
написала Эльмира Дмитриевна! А сейчас утешает каждый раз плачущую после
маленьких неудач и даже после маленьких удач (!) студентку Таню Мухину:
«Ты вот плачешь, а я все заявления об уходе писала. И знаешь, слава богу,
что их всегда рвали!»
После окончания учебы актриса играла в театрах Ульяновска, Новгорода,
Таллинна, Львова, потом Ярославля.
Попробовала себя Эльмира Дмитриевна и в кино. В фильме М. Донского «Сердце
матери и верность матери» она сыграла роль Н. Крупской. Впервые увидев
себя на экране, побежала к режиссеру: «Пока вы еще не испортили фильм,
снимите меня с роли!» До окончания работы над картиной дебютантку на просмотры
больше не пускали. Фильм был окончен. Роль Эльмиры Дмитриевны оценили
как удачную.
Таких удач, которые требовательная к себе актриса признавала, лишь получив
взвешенную оценку со стороны, на творческой карте Эльмиры Дмитриевны немало.
Так, ее работу в спектакле Новгородского драматического театра по пьесе
А. Арбузова «Мой бедный Марат», роль Лики, критика безоговорочно поставила
в один ряд со знаменитым исполнением этой роли Ольгой Яковлевой (московский
театр им. Ленинского комсомола) и Алисой Фрейндлих (ленинградский театр
им. Ленинского совета).
Кстати, за этой ролью, о которой мечтала еще с юности, Эльмира Дмитриевна
когда-то поехала из Ульяновска в Новгород. Сменила театр, город, возможно,
судьбу…
Что-то актриса меняла в судьбе. Что-то судьба меняла в актрисе. Глубокий
след всегда оставляли встречи с людьми. «Хороших людей не перечислишь»,
– говорит Эльмира Дмитриевна. Но все же, вспоминая знаменательные в жизни
встречи, называет имена А. Ахматовой, А. Баталова, Е. Ковалевой,
О. Климовой. «Как можно уйти с их жизненной позиции добра? - спрашивает
актриса и сама же отвечает, – Уйти невозможно».
Об Эльмире Дмитриевне в театре говорят как о камертоне, способном настраивать
весь коллектив на чуткий и добрый лад взаимоотношений.
Духовные установки актрисы, безусловно, находят выход в ее творчество.
Героини Эльмиры Дмитриевны в премьерах ТЮЗа этого сезона подобны той праведнице,
без которой, по известной пословице, не стоит ни одно село. Мир держится
на таких. Будь то кропотливая нянька Федосья в спектакле «Последние»,
или миротворица Бабка в сапожках в спектакле «Ехай!». |
|
|