|
|
|
|
Тень Гоголя
| Провёл философ Хома Брут (П. Круговихин) ночку у гроба возлюбленной
Панночки (И. Наумкина).. Мистикой потянуло. Вышел на свет Божий. Сидит
к зрителю в анфас, не шелохнётся. А рядом, на стене, тень его в профиль
-острый нос с горбинкой, узкий лоб… Это же тень Гоголя! Как в кинофильмах
Хичкока: ужасы с фирменным знаком.
Темы Садур | Впрочем, ужасов
в спектакле мало. По крайней мере, по сравнению с тем, что наворотила
в пьесе Садур. Об этом “недостатке” спектакля многие спорят, но предоставим
слово драматургу: “В искусстве, безусловно, есть только две темы: взаимоотношения
мужчины и женщины и взаимоотношения человека и Бога. Других тем нет. Остальное
- сюжеты.” [Труд, 28 марта 2002 г.] Так сказала
Нина Николаевна за несколько дней до премьеры.
День Гоголя | Премьера спектакля
- День рождения Гоголя. А ещё - международный день смеха…
Что сделал режиссёр? | Он
свёл воедино все смыслы. Садур юную, времён написания пьесы, и Садур мудрую,
ту, которая есть сейчас. Бездны Гоголя и бури смеха.
“Театр всё время ходит по краешку, по бортику и в бездны заглядывает.
В этом его (всякого театра!) природа. Он занимается очень пугающими вещами…
И при этом он - весёлое занятие. Как ходить по бортику и оставаться весёлым
занятием? - спрашивала когда-то известный театральный критик И. Соловьёва
и отвечала, - Чудо. За чудо и любят.” [Петербургский театральный
журнал № 20, С. 9] За это в очередной раз явленное чудо любим,
наверное, и мы этого режиссера и этих студентов. Этот театр.
Рамка спектакля - монолог С. Виноградова, который с заигрыванием, с хитрецой
бросает в зал: “Да сказки все это!!” . А после на сцене резвятся комичные
казаки: Явтух (Ю. Круглов), Спирид (С. Василюк), Дорош (С. Шарифуллин).
Смачно едят галушки и пьют горилку. Бранятся с несравненной Хвеськой (Т.
Мухина). Именно из уст этой веселой компашки мы узнаем о знатной ведьме
Панночке и о ее полетах во сне и наяву. Глупые сказки взрослых детей.
А что есть на самом деле? Жар юных тел и брачная ночь Духа.
Серия ироничных, радостных и ярких сценок-рамок, в которые помещено основное
действо спектакля - борьба любовная Философа Хомы и Ведьмы Панночки и
борьбу духовную Хомы с самим собой - превращает самую что ни на есть чертовщину
пьесы Садур в глубокую метафору взаимоотношений мужчины и женщины, мужчины
и Бога. Взаимоотношений, подчас на самом деле тяжких, слишком уж похожих
на скачки между небом и землей...
Впрочем, творцы-затейники, кажется, превратили постановку в метафору своего
профессионального кредо. По секрету всему свету: любимый афоризм Александра
Сергеевича о театре - “Театр - это все равно что заглянуть в глаза колдуньи”.
Вот такая мудрая притча о любви, о духе, об искусстве.
март 2002 г.
Репортаж с репетиции спектакля по пьесе Н.Н. Садур "Панночка"
На территории Учебного театра, где нашла себе пристанище Мастерская Кузина
и его студентов, идет бурная, поглощающая, чреватая взрывами творческих
озарений работа.
Ставят спектакль по пьесе Н. Садур "Панночка". Премьера назначена
на первое апреля. Дата символичная - день рождения Н.В. Гоголя, по мотивам
произведений которого и написала свою пьесу Н. Садур. А А.С. Кузин, в
свою очередь, поставил спектакль. Всё логично.
Ан нет. Не все так просто! Есть на этом курсе студентов и у этого педагога
традиция: ребята самостоятельно ставят спектакли или отрывки из спектаклей,
а мастер лишь потом оттачивает, полирует, доводит до блеска творение своих
изобретательных студентов. Так родилось, по крайней мере, три спектакля:
"Мурлин Мурло", "Панночка" (кстати, по признанию Александра
Сергеевича, без начинания самих ребят он бы "Панночку" никогда
не поставил) и готовящийся (уже готовый! дело лишь за декорациями) спектакль
по пьесе А. Вампилова "Стечение обстоятельств".
Помните, это как в легенде. Ученик написал портрет, а мастер, одобрив
всё, поставил лишь две точки. В глазах. И портрет "заиграл"!
Сам руководитель курса Александр Сергеевич говорит про своих студентов:
"Единственное, чему я научил их - это читать, думать и самостоятельно
работать. Остальное - от Бога". И перечисленного, конечно, достаточно.
Но если Александр Сергеевич не скромничает, то и Господь Бог одарил этих
студентов щедро!
Ведь чего они только не умеют! И петь самостоятельно же сочиненные песни
(на премьере спектакля "Панночка" зрителю предстоит столкнуться
с такой уже мастерски выверенной импровизацией), и плясать, и играть на
дудочке, баяне, фортепиано, и... плести корзины, плетни да замысловатые
венки из пушистых метёлок камышей, таскать сено из деревни да шить украинские
костюмы...
Все декорации и реквизит к спектаклю "Панночка" ребята делают
сами. В основу оформления спектакля положен принцип, известный зрителю
ТЮЗа по спектаклям на малой сцене: не должно быть никакой бутафории! Всё
должно быть реально и достоверно. И вместе с тем, спектакль получается
насквозь мистичным. В постановке летает, кружится, готовый, подобно бушующему
чувству героев, смести все на своем пути, плетень... "В театре есть
много метафор любовных отношений. Мы сейчас пытаемся сочинить еще одну",
- сказал режиссер, репетируя с ребятами одну из ключевых сцен спектакля,
в которой плетень оказывается столь же равноправным участником действия,
как и герои...
Впрочем, не будем пока раскрывать все секреты. А скажем еще пока лишь
о том, что спектакль, как, наверно, уже догадался читатель, ставят про
ЛЮБОВЬ. Любовь страстную, дикую, страшную, мистическую и... разную. Определений
у любви в этом спектакле столько, сколько искорок света и отчаянной глубины
во взоре колдуньи Панночки - Ирины Наумкиной и интонаций то лиричных,
нежных, то свирепых в голосе влюбленного Философа - Петра Круговихина.
А их не счесть. Приходите - убедитесь!
|
Мастер и его студенты
Апокалипсис
|
|