|
|
|
|
В театр-студию «Экспромт» он пришел лет
в шестнадцать.
О первом впечатлении рассказывает партнер по сцене Светлана
Белова: «Впервые я увидела его в зрительном зале. У нас
было занятие, а он сидел рядом с мамой. Сначала он казался скромным, тихим,
неприметным мальчиком... Зато потом Илья показал нам, кто тут настоящий
актер».
У Богатырева было два кумира: Чарли Чаплин и Андрей Миронов. Мироновские
пластика, танец, даже цитаты неизменно присутствовали в его игре. Он великолепно
изображал Г. Милляра – всесоюзную Бабу Ягу.
Не меньшей любовью, чем театр, было и кино. Обладатель восьмимиллиметровой
камеры, Илья снимал фильмы, доводя технику съемок и монтажа до совершенства.
Вот как вспоминает об этом Алексей Мозжухин,
сценический товарищ Ильи: «Он снимал великолепные фильмы, немое кино.
Как Чаплин. Однажды он пытался снять фильм с нами: как-то ставил нас,
заставлял что-то делать. Задумки были великолепные, но не все смогли реализовать.
А жаль».
О Богатыреве говорят как о человеке, которому удавалось все, за что бы
он ни брался, будь то роль, киносъемка или выращивание кактусов. «У всех
кактусы сохли, а у него цвели».
Кстати, первое свое образование Илья получил отнюдь не театральное: стал
поваром-кулинаром. Когда он приходил на репетицию, голодные актеры ликовали:
«еда!». Он всегда приносил какие-то пирожки, бутерброды. На праздники
делал свои фирменные котлеты.
Илья никогда не «выпендривался», не выставлял талант напоказ, но был лучшим,
и это чувствовали все. Он был звездочкой.
Все спектакли в «Экспромте» ставились, ориентируясь на новогодние елки.
Но таланту Ильи не хватало места в тесных рамках «елочного» коллектива.
Задумок было множество, Илья импровизировал, иногда даже забывая о партнерах,
которым приходилось перестраиваться на ходу. Никогда не споривший с руководителем,
вводил свои идеи плавно и не заметно, как будто «так и должно было» .
В «Экспромте» был один спектакль, который вывозился на фестиваль: «Тайна
другого измерения» В. Фоминой в постановке Е. Павловой. Роль Ильи была
прелестна – черт Гоша. Какой это был черт! Игрой Ильи наслаждались, купались
в эмоциях. Именно в этом спектакле отмечается высшее мастерство Ильи.
«Мы понимали друг друга с полувзгляда. – Вспоминает Светлана
Белова. – Не требовалось помнить ни текст, ни сценарий
только посмотреть на партнера, и все шло само собой». И это было видно
из зала, что актеры не играли, а жили ролью. На сцене были не Илья и Светлана,
а черт Гоша и девочка Зайка. Этот спектакль последнее, что сыграл Илья
в «Экспромте» – уже началась учеба в Театральном институте, и «посторонние»
увлечения пришлось забыть.
В ТЮЗе Илья нашел свою стихию, выход своему таланту, возможность показать,
на что он способен. Хотя, по словам прежних партнеров по сцене, в театре
его «попричесали», попридержали, ввели в нужное русло (а то раньше он
мог выкинуть на сцене фортель, чем немало смущал молодых актеров).
Вот такой он был, Илья Богатырев: талантливый, интересный, душа компании,
любитель кино и кактусов, Миронова и Чаплина, творец пирожков и мизансцен.
Человек разносторонний, творческий, с неуемными энергией и трудолюбием.
Гоша из другого измерения под названием «Экспромт», ставший всеобщим любимцем
в сценической шкатулкеи ТЮЗа. |
|
Остров мечты |
|