|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Нельзя приуменьшать и значение пробуждения мыслей о взаимосвязи архитектуры и живой природы, направленных на достижение в архитектуре целостности, единства функции и формы, гармонии искусства архитектуры и техники. Эти мысли часто были весьма остры и принципиальны и порождали бурные споры. Укажем на один любопытный документ, относящийся к этому же периоду и взятый нами из русского журнала «Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества» (1900, № 7,8). Статья озаглавлена «Теория Дарвина в строительном искусстве» (с. 255—258). Без преувеличения можно сказать, что автор этой статьи, истинное имя которого скрыто от нас под инициалами «Гр. Ю.П.», четко ставит архитектурно-бионическую проблему и подтверждает закономерность действия эволюционной теории Дарвина в архитектуре 1 . Он обобщает мысли немецких и австрийских архитекторов Г. Земпера. X . Бауера и Ф. Фельдегга, высказывающих различные точки зрения на применение эволюционной теории Дарвина в искусстве, зодчестве, и приходит к выводу о возможности действия естественного закона эволюции в строительном искусстве. В теории советской архитектуры также неоднократно поднимался вопрос использования законов формооб разования живой природы. И.В. Жолтовский, не отрица- По мнению известного исследователя русской архитектуры П.Н. Максимова, это инициалы известного русского архитектора того времени графа П. Сюзора. ющий возможности такого использования, писал: «... великие мастера прошлого создавали свои произведения и гар моничные художественные образы на основе глубокого изуче ния окружающей природы, наблюдая целый ряд наглядных природных закономерностей, которые именно благодаря своей наглядности могут быть осмыслены как закономерности эстети ческие. Изучая законы построения завитка ракушки или размещения ветвей на дереве, изучая законы живого органического роста в природе, зодчий создает свой собственный архитектур ный язык, обеспечивающий живую органическую выразитель ность художественного образа» [ЗЗ] . В практике И. В. Жолтовского его потенциально-бионические принципы проявлялись очень ограниченно и скорее в абстрагирование-математическом (золотое сечение и его функции) и философском аспектах, т.е. именно не «бионически». Необходимо здесь же сказать об имеющих место в те ории искусства исследованиях (связанных также с архитектурой) в области эстетических закономерностей формообразования живой природы. Исследования Д. Хембиджа, М. Гика, Ф.М. Лундта, Т. Кука, А. Цейзинга и других дают богатый фактический материал для бионики, но по своему характеру они не бионичны, так как не связывают закономерности внешней формы живых организмов с их функцией. И сам метод механического перенесения эстетических закономерностей живой природы в архитектуру без учета ее функциональных требований и без установления функциональной связи между архитектурой и живой природой также не соот ветствует полностью архитектурно-бионическим принципам. Нужно здесь же отметить объективный подход к изучению пропорций в живой природе советского архитектора С.С. Карпова. ФОРМИРОВАНИЕ «ТЕОРИИ» ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫОсобое место в развитии формообразующей связи архитектуры и живой природы занимает теория органической архитектуры. Из всей истории формирования идей органической архитектуры будут рассмотрены только наиболее яркие вехи, касающиеся творчества отдельных мастеров, тео ретиков и ряда направлений, дающие далеко не полное представление об этапах эволюции органического мышления в архитектуре. Необычайный расцвет биологической науки в XIX в. ознаменовался рядом открытий и обобщений, которые подорвали старые воззрения на природу, существенно изменили представления в отдельных отраслях знаний, оказав воздействие на образ мышления естествоиспыта телей, философов, художников, архитекторов. О влиянии биологии на архитектуру свидетельствует сам факт введения в архитектуру множества биологических кон цепций и терминов, в том числе определения «органичес кая». Существовавшие ранее определения «живая» ( vi - ta te ) или «рожденная» ( innata ), а не искусственно соз данная говорили о той степени совершенства, которая превосходила общее представление о человеческом мас терстве и относила архитектурный объект к творениям природы. Понятие «органическая архитектура» возникло как антитеза эклектической архитектуре. Первая соотноси лась со второй, как живая природа с неживой. Во введе нии понятия органической архитектуры нетрудно уловить аналогию тому этапу биологической проблемы определения сущности живого, когда появилось деле ние на органические и неорганические вещества и когда понятие «органические вещества» связывалось в науке с живыми организмами ( 1807 г ., работы шведского химика Берцелиуса). Термин «органическая», связанный в биологии с проблематикой выявления сущности органи ческой и неорганической природы, стал выражать новую направленность архитектуры, впитывающей в себя научтехнические и эстетические идеалы века. 8 это время поиск «живого» искусства, «живой» архитектуры нашел яркое воплощение в романтизме. Ро мантики возвели в культ природу. Истинность бытия в тэироде и эмоциональное переживание общения с ней :« противопоставили искусственности, учтивой холод—ости всех вариаций классического искусства, нетронутую природу предпочли формализму классических са- ire и парков. Романтики с энтузиазмом следили за путешествиями 5**ологов в дальние страны, их волновала ненарушенная цивилизацией гармония людей с природой. Идеал романтизма лучше всего отразился в пейзажной живописи, родившейся в первой четверти прошлого века как самостоятельный жанр и ставшей на долгое время господствующим видом искусства. Пейзажи Конгтебла, Тернера, Коро, французской барбизонской , английских прерафаэлитов, реалистов Курбе, Домье, Уилле, импрессионистов Моне, Дега, Сезанна в противоположность историческим пейзажам неоклассицизма, идиллическим условным пейзажам старого академизма стали рассматриваться как сюжеты в самих себе, как «лавные действующие лица: «Новая живопись обратилась к пейзажу, отстаивала жанр пейзажа, как путь, подводящий к лучшему выражению нового восприятия»[12»). И Констебл тщательно следил за естественно-научными успехами своего времени. Живопись он определял как науку, которая должна заниматься исследова нием законов природы, а пейзаж рассматривал как отрасль естествознания, опытами которой являются картины. Его научное познание проявилось в глубоко реалистическом описании природных объектов, Барбизонская школа во главе с Т. Руссо и прерафаэлиты Д. Росетти, Г. Гент, Д. Миллес продолжают линию Констебла, доходя до крайнего натурализма. Они стре мились списать с природы все до едва заметной жилки в листке; как географы они изучали топографию; как ге ологи — строение почвы; как ботаники — физиологию растений, надеясь открыть первооснову жизнетворящих сил природы, скрытых за внешними контурами формы. В отличие от почти научного реализма Констебла Тернер и его последователи Коро и Джонгкинг склонны к необычному, исключительному, эффектному. Они реагируют на самые мимолетные изменения атмосферы и света, их называют увертюрой к будущим импрессионистам. Важно отметить, что зоологи и ботаники чрезвычайно ценили опыт писателей, художников, архитекторов в познании природы, приобретенный посредством наблюдений, интуиции и эмоций. Это подтверждает случай перевода с обширными комментариями великим русским ученым К.А. Тимирязевым первой книги о Тернере, В большом предисловии он писал: «Почему именно произведения этого художника так особенно приковали мое внимание? ... как натуралист, я должен, естественно, был увлечься именно им... |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |