|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Салливен был не так одинок, как Грино. Фактически он представлял модерн — направление конца прошлого и начала XX века, еще более мощного, чем ландшафтная архитектура. Целое поколение архитекторов обратилось к природе, как источнику формообразования, писал о нем Ле Корбюзье. В мире оно выплеснулось под разными названиями: ар нуво, либерти, сецессион, стиль модерн, югендстиль, стиль Тиффани. Множественность названий отражала и определенную множественность вариаций, но в движении, распространившемся от Европы до Америки и России, угадывалось общее стилистическое единство. Оно проявилось прежде всего в трактовке здания как живого организма. Его наделяли движением, определенным ритмом, живой пульсацией и применением утонченного колорита, Важным архитектурным компонентом был органический орнамент и волнообразная, струящаяся декоративная линия. Легко и изящно она обрисовывала здание, входила в росписи интерьеров и бытовых предметов, решенных в виде цветов и фруктов, поникших стеблей, волн, змей, ниспадающих женских волос. Эти черты свойственны работам Орта, Анкара, Гимара, Ван де Вельде, Макинтоша, Тиффани, Шехтеля (рис. 16,17). Концепцию природных аналогий романтизма и модер на в архитектуре наиболее ярко выразил испанский архитектор Антонио Гауди. Двойственность характера его работ заключалась в том, что Гауди, обладавший выдающимся творческим потенциалом, фактически сформировался в век господства эклектики. Его твор ческий путь шел от эклектики и натурализма к архитек турной изобразительности, С романтизмом его роднит стремление к экзотике, следование национальным ката лонским истокам, использование традиционной техники сводов, арок, глубочайший интерес к природе, которая была для него кладовой в поисках форм, в решении проблем фактуры, материала и цвета. Вероятно, Гауди в наибольшей мере удалось осуществить идею романтизма создания «живого» дома. В его первых работах — дом Висенс, дом в Комиллас, вилла и дворец Гюэль — чувствуется влияние эклекти ки, для них характерны также живописный декорати- визм и натурализм. Обращает на себя внимание умелое использование камня, декоративное плетение из кирпича и терракоты. Поразительна по своей красоте обли цовка из кусочков ярко окрашенного кафеля, вирту озность и изобретательность органических мотивов в металлических решетках, деталях фасадов и интерье ров. В капелле и парке Гюэль очевиден отход Гауди от эклектики. Экспериментальность — главная черта капеллы (1898—1914). Ее план свободный, асимметрич ный по своему виду напоминает не то черепаху, не то лягушку (рис. 18). Стены с обвалами, изломаны с целью обеспечения структурной жесткости. Особенно причудлива мозаика стен из камня, черного базальта, обожженного кирпича неправильной формы. Нагрузка и форма несомых частей определяла форму, размеры, сечение опор, Здесь нет двух одинаковых колонн, они размещены нерегулярно, различны по материалам и форме. Одни высечены из серого камня, грубые, почти необработанные, другие выложены из кирпи ча. Поразительна их схожесть со стволами деревьев, расходящихся нервюр — с ветвями. В капелле впервые программно Гауди осуществляет идею «наклонных опор», которые позволяли воспринимать распор от сво дов, работая лишь на сжатие. Как представитель модерна, он стремился развивать готику с того момента, где ее прервало Возрождение, Вместе с тем Гауди потешался над опорами готических соборов, называл их «костылями», считал, что они силь но сковывали фантазию зодчих, и взамен предложил «наклонные опоры» (рис. 19) . Их нельзя было осущест вить обычными ортогональными методами. Гауди всегда работал с моделями из гипса, бумаги, картона, тросов, парусины. При работе над моделью капеллы структура подвешивалась под потолком, точная пози ция натяжения и нагрузок фиксировалась, затем шла доработка графическими методами и расчетами. Структура переворачивалась, дальнейший анализ поз волял скорректировать план, отыскать направление действующих сил в конструкциях, определить конеч ный характер архитектурных объемов (рис, 20) . Кирпичные своды капеллы сделаны в виде гиперболи ческого параболоида. Тотальный скульптурный эффект подчеркнут соединением стен, колонн, сводов в непре рывное целое. В парке Гюэль (1900—1914) Гауди продолжает свои эксперименты с наклонными опорами. Стремясь сохра нить гористый ландшафт, зодчий осуществляет целую систему дорог, галерей с опорами, по форме напоминаю щими деревья (рис. 21). На некоторых каменных ко лоннах высажены растения и таким образом создано впечатление живых стволов, ветвей и листьев. В боль шинстве случаев камень на стволах напоминает кору, некоторые из опор закручены для акцентирования их живости, движения (рис. 22). Диаграмма нагрузок и напряжений, сделанная Гауди для опор парка, показывает, каким образом он достигал наиболее совершенных форм, действуя не произвольно, а выискивая их с глубоким научным обоснованием (рис. 23). В парке проявился большой дар Гауди пейзажиста, колориста, ландшафтного архитектора. Здесь повсюду встречаются мотивы живых форм: мотыльков, ящериц, змей, голов собак, львов. Все движется, все живет. Для парка в высокой степени характерно стирание граней между природным и человеческим. Дом Баттло (1905—1907) похож на морское чудовище. Волнообразный фасад облицован керамикой и укра шен декоративными пятнами из яркого цветного битого стекла. Балконы похожи на рыбьи головы. Первый и второй этажи, сделанные из известняка, будто вылиты из лавы, даже с изображением потоков. Их колонны похожи на кости с суставами, что дало основание жите лям города назвать дом «домом из костей» (рис. 24). Крутая крыша переднего фасада покрыта черепицей необычной чешуеобразной формы (рис. 25). Она подоб но фасаду переливается яркой радугой от сине-зеленова тых тонов справа до оранжевого и ярко желтого слева. Крыша со двора облицована мельчайшими кусочками битого кафеля и напоминает петушиный гребень. Ее украшают гроздевидные скульптурные вентиляционные трубы и дымоходы, похожие на колышущееся от ветра пламя. Потолки неровные, волнообразные, округлой фор мы. Окна и двери сделаны так, будто смотрят в мир моря в подводном царстве. Необходимо отметить, что большинство архитектурных сооружений без присутствия людей становятся мертвыми, сооружения же Гауди как живые организмы живут самостоятельной жизнью. Это же можно сказать о его мебели — она «населяет» пространство. За ней любопытно наблюдать: шагает столик, развалился утомленный диван, ведут диалог стул со столом, их спинки как физиономии выражают характер и настрое ние, их ножки с копытцами и суставчиками выгнуты как у лани. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |