|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Именно Грино ввел и развил, согласно специфике архитектуры, принцип «форма следует функции». Если функция определяет форму в природе, то как этот принцип может действовать в искусстве? Здание должно соответствовать своему назначению, своей функции. Банк должен иметь «физиономию» банка, магазин — «физиономию» магазина, т.е. внешнее выражение внутренних функций. Типологию зданий он считал одним из определяющих факторов совершенной формы. Биологические знания, аналогии с природой помогли ему обосновать свои предложения в сфере решения проблем проектирования. Фундаментальный закон адаптации организмов к среде, теория эволюции, взаимосвязь формы и функции легли в основу системы принципов Грино для создания теории органической формы в архитектуре. Вот каким образом он кратко резюмирует, какой быть архитектуре: « ... точное расположение пространств и форм, приспособленных к функциям и окружению; акцентирование выразительности свойств пропорционально их степени важности в функции; цвет и орнамент нужно выбирать, располагать и варьировать согласно строгим органическим законам, имея определенные в каждом отдельном случае основания для каждого решения; полное и немедленное изгнание всякой фальши» [22]. В созданном человеком предметном мире идеальным творением, в котором воплотились вышеизложенные принципы, Грино считал корабль: «Он обладает организа цией, подобной только организации животного ... Это инженерная академия создала это чудо конструкции ... Если бы мы мог ли перенести в нашу гражданскую архитектуру ответственность, которая лежит на кораблестроителях, тогда у нас были бы зда ния такие же превосходные, как Парфенон» . В зарождающейся американской индустрии он видел материальную основу новых эстетических стандартов, которые должны согласовываться с прогрессивной нау кой и технологией: «Механики Соединенных Штатов уже обогнали художников и благодаря смелой и неуклонной адапта ции (к новым индустриальным условиям. - Е.П. ) вышли на ис тинный путь и показывают свет для тех, кто действует для аме риканских потребностей» [22]. Грино настаивал на заимствовании архитекторами до стижений, полученных инженерами и строителями про мышленных сооружений, в которых функция тесно связана с формой: «Если такая анатомическая связь и пропорция были достигнуты в кораблях, машинах и таких сооружениях, как мосты, то почему мы боимся их использовать непосредственно во всех конструкциях?» . Архитектура, все еще имеющая дело с историческими формами, должна основываться на тех же самых принципах простоты и совершенства, инженеры «находятся гораздо ближе к Афинам в этот момент, чем те, кто при вязывает греческий храм везде, где его только можно прилепить» . Широко анализируя аналогию природ ного мира, техники и архитектуры, Грино постоянно подчеркивал, что моделирование должно происходить только на основании постигнутых принципов, а не заим ствования форм. Источниками теории органической формы Грино бы ли биология и некоторые эстетические теории его времени. Еще будучи студентом Гарвардского универ ситета, он самостоятельно изучал анатомию, ботанику, зоологию, теорию эволюции, организацию, структуру, форму живой модели; в своих работах он ссылается на Бюффона, Ламарка, Сент-Илера. Ему была знакома ра бота Чемберса «История творчества в природе». На мышление Грино серьезно повлияла сравнительная ана томия. Он хорошо знал работы ведущих английских фи зиологов Джона и Шарля Белла. Последний был также художником, автором популярной в то время книги «Анатомия и философия выразительности применитель но к изящным искусствам» (1806). Заметим, что в теории эстетики еще в середины ХУИ! в, в Европе появилось множество работ, исследующих на разных уровнях проблему природных анало гий в искусстве. Это работы итальянцев Карло Лодоли, Франческо Альгаротти, Франческо Милициа, французов — Булле, Леду, Леке*. Интересна не только теория Грино, почти на столе тие опередившая свое время, поражает удивительное сходство его мышления и формулировок с высказываниями великих архитекторов «современного движе ния». Есть ли какая-то непосредственная связь между ними? Источники умалчивают об этом. Казалось, что между ним и Салливеном лежит временная пропасть, и все же яркое развитие его идей Салливеном и внедре ние их в архитектурную практику говорит о преем ственности. Предполагают, что Франк Фарнисс, в фирме которого начал свою проектную деятельность Салливен, мог знать об идеях Грино от своего отца, дружившего с Эмерсоном — другом Грино. Салливен фактически создает концепцию органичес кой архитектуры. Он разъясняет понятие «органич ность» архитектурных объектов, разницу между «органическим» мышлением и логическим, говорит о факто рах, способных создать «органическую архитектуру». Его концепция закономерно складывалась в борьбе против эклектики, и образ «органической архитектуры» вырос на основе наблюдений над природой и изучения биологических исследований, среди которых были «Контроль наследственности» Рефильда, «Аспекты Зем ли» Шалера, «Природа» и «Метаморфоз растений» Гёте, «Происхождение видов» Дарвина и др. Особый смысл для Салливена имела дарвиновская те ория эволюции: «... у Дарвина я нашел много пищи, теория эволюции кажется потрясающей» [23] . Видя аб сурдность соединения в небоскребах новой структуры и современных материалов со средневековыми шпицами и классическими колоннами, карнизами, он создает но вые стандарты архитектурных форм, выражающие цель, структуру, материал, время и место сооружений. Теория эволюции как бы подтверждала отказ- от отживших форм, принадлежавших ранним культурам, и отбор среди предлагаемых форм самых обоснованных, свойственных условиям нового времени. Она давала Салливену основание говорить о непригодности эклек тики, этого косного мышления, остановившегося в своем развитии на тысячелетие. Он считал, что архитектура еще может стать живым искусством, если она будет следовать объективным законам, действующим в природе. «Конечной и всеобъемлющей формулой решения проблемы» является биологический закон — «форма следует функции»: «Будьте орел в своем стремительном полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие облака в не бе и над всем этим вечное движение солнца — всюду и всегда форма следует за функцией, таков закон» [24]. Что подразумевал под этим принципом Салливен? Во- первых, то, что форма не является следствием субъективного своеволия художника. Пластическая выразительность, экспрессивность внешнего облика объекта — результат его назначения, его функции: «Все функции в природе являются основной движущей силой и свидетельством всемогущественной жизни. Применение этой идеи к архитектур ному искусству заключается в том, что функция здания должна предопределять и организовывать свою форму» . Во-вторых, этот принцип означал, что форма должна выражать структурную природу здания: функция частей или элементов находит свое отражение во внешнем облике. В трехчастном характере своих высотных зданий он проводит аналогию с сосной — ее мощными корнями, прямым стройным стволом и зеленой кроной на взрши- не. В-третьих, правдивость в использовании материала. Если здание имеет стальной каркас, это необходимо вы разить, а не делать его похожим на массивное сооруже ние из камня и кирпича. В-четвертых, архитектура должна развиваться изнут ри и выражать окружение, из которого она произрастает. В-пятых, архитектура должна соответствовать духу времени и интерпретировать национальные особенности: «... форма римской архитектуры выражает ... функцию — жизнь Рима; форма американской архитектуры будет выражать ... аме риканскую жизнь» [24] . В апофеозном использовании органического орнамен та Салливен следует тезису Рё'скина об архитектуре, заменяющей в городе природу. Некоторые его здания покрыты орнаментом сверху донизу (рис. 14). Орнамент он рассматривал как один из утонченных аспектов архи тектурной экспрессии, как второй творческий импульс после самой формы здания (рис. 15). Органичность орнамента он видел не только в использовании цветов, листьев, плодов, но в единстве с телом здания, выраже нием материала и ритма: орнамент должен принадлежать структуре точно так же, как определенные листья могут соответствовать только определенному дереву. В отличие от Гёте, Рёскина, Грино, Салливен был профессиональным архитектором, его теория органи ческой архитектуры исходила из его практики, ему уда лось овеществить абстрактный принцип «форма следует функции». В отличие от романтиков, ландшафтных архитекторов, создававших прогрессивную для своего времени архитектурную теорию, но на практике остаю щихся эклектиками, у Салливена проявилось единство архитектурной теории и практики. Поэтому его влияние на дальнейшее развитие архитектуры было очень силь ным, его достижения были опорой современной архитектуры. Рис. 14. Л . Салливен. Фасад здания Бейард. Нью-Йорк, 1897-1898 гг.
|
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |