|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Выделение науки о форме и строении живых организмов — морфологии и науки об их функциях — физиологии было значительным событием в биологии. Изучение живых организмов в ботанике и зоологии долгое время носило описательный характер, и это исторически обусловило главенствующую роль формы, но при попытках систематизации и классификации живого мира оказалось, что для определения биологических видов кроме формы необходимы еще функциональные критерии . Вокруг вопроса о роли функции и формы развернулась дискуссия, которая вовлекла выдающихся ученых и продолжается по некоторым аспектам до настоящего времени . Занимаясь морфологией , Гёте отдавал должное физиологии : «Хотя мы считаем наши работы только анатомическими, тем не менее они всегда должны вестись, чтобы быть плодотворными и вообще возможными, с ориентацией на физиологию» . Он считал , что форму и функцию нельзя противопо ставлять , поскольку первая явствует о биологическом процессе « изнутри наружу », а вторая — « снаружи внутрь ». Эта дискуссия в естествознании оказала большое влияние , в частности , на архитектуру . В нее из би ологии вошло понятие « функция », дополнившее ранее употребляемые термины : назначение , целесообраз ность , польза , удобство здания и т , п . В искусстве проб лема взаимоотношения формы и функции , формы и содержания обсуждается и сегодня , и нужно особо от метить , что принципы « форма следует функции », раз витие « изнутри наружу » и « снаружи внутрь » сыграли выдающуюся роль в становлении новой архитектуры . Два великих открытия Гёте в морфологии были свя заны с поиском причинности единства и разнообразия живой природы. Весь органический мир он представлял как один взаимосвязанный организм: существование растений, насекомых, морей, гор, рыб и птиц-взаимо-обусловлено. Исходя из этой целостности, Гёте искал единосущностные законы природы, «вселенной внут реннюю связь» и обнаружил у человека межчелюстную кость, отсутствие которой теологи считали последним подтверждением идеи о надприродном, божественном происхождении человека. Имея дело в биологии с единым миром живых орга низмов, он вводит новое понятие «мировой литерату ры», как единого явления, обогащающего национальную культуру. При всем своем единстве органический мир чрезвы чайно разнообразен. Гете видел в нем живое целое, по стоянно созидающее, нескончаемо длящийся процесс возникновения новых форм — от примитивных организмов до человека, образующихся под влиянием внутренних и внешних факторов. Причину разнообразия он находил в изменении одного типа. В поисках типического, являющегося связующим звеном всего органического мира, Гёте пришел ко второму своему открытию — метаморфозу растений. Он ищет типовую форму, лежащую в основе образования целого, «первичный феномен» или «прафеномен» ( Urphanomenon ) — предел абстракции в изучении данного круга феноменов, образная формула, синтез явлений. Само «прарастение» Гёте не нашел, но пришел к пони манию, что все разнообразие формы растений (почка, цветок с его чашечкой, лепестками, пестиком, тычинка ми, плод) является развитием простейшей формы, видо изменением, т.е. метаморфозом, одного и того же типич ного образования — листа. Таким образом, бесконечное разнообразие растительного мира предстало как резуль тат непрерывного метаморфоза, как видоизменение еди ного основного типа, как закон, которому подчинено становление всех растительных форм. Идея «прарастения» оказалась чрезвычайно плодотворной в эстетике. На ее основе Гёте развил учение о типическом. Высокую оценку получили разработки Гёте в области цвета, которым он занимался в связи со страстным желанием стать художником. В течение долгой творческой жизни Гёте в искусстве сменилось множество стилистических направлений — барокко , рококо , классицизм , неоклассицизм , эклек тика и романтизм . Искусство архитектуры своего вре мени он называл « ремеслом ветошника » и призывал архитекторов строить согласно потребностям и новым эстетическим правилам , тогда планы архитектурных сооружений создавались бы « целесообразно и правди во » и из них заструилась бы живая красота » [18] . Будучи естествоиспытателем , Гёте сделал попытку с точки зрения биолога определить истинные основы вза имосвязи живописи и архитектуры с природой , учиты вая разность задач естествоиспытателя и художника : « Поэтому мы и поставили себе цель стать посредниками в этом деле и , хотя и не считаем возможным выполнить всю эту рабо ту , которая бы здесь потребовалась , все же надеемся дать общий обзор вопроса , а отчасти приступить к разработке отдельных его частей ». Гете отмечает три возможные формы отношения художника к природе. Первая — подражание, которое он считал «преддверием» искусства. Вторую форму он на зывает «манерой», здесь больше действует субъективное начало художника. Подлинное художественное твор чество, определяемое им словом «стиль», основывается «на глубочайших твердынях познания», живая модель — только сырье, «подлинный источник нашего видения за ключен в нашем знании» [18] .В таком случае наряду с анатомией, органической природой художнику полезно знать минералогию, иметь многостороннее представле ние об общих явлениях природы, об исследованиях физиками звука, света, цвета и т.д. Гё'те постоянно говорит о необходимости придерживаться природы, изучать ее, воспроизводить и творить нечто сходное с её явлениями, так как человек только тогда сможет соперничать с природой, обращаясь к средствам искусства, когда он хоть сколько-нибудь научится у нее тому, как она поступает при создании своих творений. Но созидатель может дос тигнуть высокой художественной правды как главного условия искусства, по мнению Гёте, только тогда, когда он сможет «... соревнуясь с природой, творить нечто духовно органическое, придавая своему произведению такое содержание, такую форму, чтобы оно казалось одновременно естественным ^сверхъестественным». Вклад Гёте в формирование идеи органической архитектуры огромен. На его работы ссылались Л. Салливен, Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье. Своими достижениями в искус стве и биологии, своим сравнительным методом позна ния истоков формообразования в природе и искусстве он оказал огромное влияние на творчество своих современников и последующие поколения. И сейчас, полтора века спустя его исследования о взаимосвязи природы и человеческого творчества остаются живыми. К гётевскому представлению был очень близок аме риканский скульптор Горацио Грино, создавший любо пытную для своего времени теорию архитектуры. Его скульптура, основанная на классических идеалах прош лого, и его архитектурная теория—предтеча новой архи тектуры, столь противоположны по характеру, что, ка жется, принадлежат двум разным личностям. Архитектурная теория Грино была создана под впечатлением кризисного состояния тогдашней архитектуры в Америке. Во время своего посещения стра ны с целью установления статуи первому президенту США Грино вдруг увидел Америку опытным взглядом художника, свежим после долгого отсутствия. Формы греческих и римских храмов использовались при строительстве банков и магазинов Нью-Йорка, Босто на, Филадельфии. Наблюдая отвратительную картину смешения стилей, фальши в использовании материалов, он отмечал, что единственно истинной архитектурой в Америке является простой старый сельский дом из-за его близости к климату и окружающему ландшафту. Грино был выдаю щимся пропагандистом создания американского нацио нального искусства, которое бы имело свой собствен ный характер и выражало особенности своего народа . Осуждая плагиат шедевров античности, он предлагал пути выхода архитектуры из кризисного состояния: «... и когда перед моими глазами предстали гениальные формы, созданные в Италии, я начал чувствовать значе ние природы» [19] . Грино приходит к выводу, что природа является «единственно истинной школой искусства». Подобно романтикам он верит в неограниченные формооб разующие богатства природы: «Позвольте нам консуль тироваться у природы, и мы удостоверимся в том, что она обла дает более значительными сокровищами, чем могли мечтать гре ки, как в искусстве, так и в философии» . Под консультацией у природы он подразумевал изу чение скелетов и останков многочисленных видов животных, птиц, рыб и насекомых, установление законо мерностей рождения и жизнеспособности природных форм. Некоторые из них он сформулировал. Прежде всего это обусловленность природных форм, выражен ная в адаптации. Грино различал два вида адаптации. Во-первых, формы к среде. Природа подтверждает изменение и соответствие организма относительно окру жающей среды: длина шеи у травоядных животных, ног у болотных птиц, цвет для маскировки или нападе ния, отсутствие глаз глубоководных или подземных животных. Обусловленность природных форм заключена, во-вто рых, в соответствии (адаптации) формы своей фун- ции: «... если и есть какой-то структурный принцип наиболее полно проявляющийся в произведениях природы, чем все дру гие, то этот принцип неуклонного приспособления форм к функциям» [19]. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |